В Конаковском районе писали итоговое сочинение
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, рассуждать, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы с 2014-2015 учебного года в выпускных 11-х классах введено итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации (ГИА). В тоже время итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в различные вузы. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, как и в прошлые годы, вправе выбрать написание изложения, а не сочинения.
Как и в прошлые годы в начале 2019-2020 учебного года учащимся были объявлены пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним. Это:
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги.
2. Надежда и отчаяние.
3. Добро и зло.
4. Гордость и смирение.
5. Он и она.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно Росообрнадзором были разработаны конкретные темы итогового сочинения (так же подбирались и тексты изложений).
Ровно в 9.45 4 декабря (единый день для всех одиннадцатиклассников России) темы сочинений были получены образовательными учреждениями через официальный информационный портал topic.ege.edu.ru или официальный сайт ФГБУ «ФЦТ» (rustest.ru). Во всех регионах разные.
Вот темы итогового сочинения 2019-2020 учебного года Тверской области:
Номер темы |
Тема |
Рейтинг темы у учащихся Конаковского района |
Количество учащихся 11 классов, выбравших тему |
113 |
Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий? |
5 |
8 |
202 |
Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться? |
1 |
108 |
313 |
Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека? |
2 |
83 |
407 |
Считаете ли Вы смирение добродетелью? |
4 |
39 |
503 |
Что мешает взаимопониманию между любящими? |
3 |
53 |
А вот тема изложения была посвящена Великой Отечественной войне и звучала так - "Солдатская каша".
В Тверской области итоговое сочинение прошло в штатном режиме, без технологических и организационных сбоев на базе 299 образовательных организаций во всех 43 муниципальных образованиях региона. В нем приняли участие около 6 тыс. человек.
В Конаковском районе из 294 учащихся 11-х классов в 21 общеобразовательном учреждении писали итоговое сочинение 291 ученик (2 чел. не смогли прибыть на сочинение по болезни), изложение писала 1 ученица.
Как и в прошлые годы, сочинение и изложение ребята писали в своих образовательных учреждениях, в заранее выделенных и подготовленных аудиториях (по одному ученику за рабочим столом). Продолжительность сочинения традиционно составила 3 ч. 55 мин.(235 мин.).
Каждый ученик получил комплект участника сочинения, который включал в себя бланк регистрации и два двусторонних бланка записи, а так же листы бумаги для черновиков и, конечно же, перечень тем сочинений. На каждой парте лежала Инструкция для участника итогового сочинения (изложения). Все бланки заполнялись гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета.
Выбрав тему, одиннадцатиклассники приступили к написанию сочинения-рассуждения. Согласно инструкциям Рособрнадзора при написании сочинения ребята могли использовать орфографические словари, а вот использование каких – либо литературных произведений на итоговом сочинении не предусмотрено.
Сочинение оценивалось сначала по двум требованиям (объем сочинения и самостоятельность). Рекомендуемый объём сочинения, как и в прошлые годы, − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт» (была одна такая работа). Если сочинение признано комиссией по проверке итогового сочинения (экспертами) несамостоятельным, то за такую работу тоже выставляется «незачет» (несамостоятельных работ в районе не было).
Далее работы учащихся (сочинения) оценивались по пяти критериям, утвержденным Рособрнадзором:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Для получения оценки «зачет» необходимо было иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из оставшихся критериев: №3, №4 или №5).
Проверяли сочинения предметные комиссии, которые были созданы на базе каждого общеобразовательного учреждения района, входили в них не менее 3 экспертов - учителей русского языка и литературы.
Руководитель районного методического объединения учителей русского языка И.В.Мельникова отмечает, что темы итогового сочинения этого года очень интересны, доступны для понимания, учащиеся успешно справились с выбором темы, сориентировались в подборе художественных произведений для её раскрытия.
Наиболее востребованной в нашем районе стала тема «Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?» (это тема номер 202, ее выбрали 108 учеников, что составляет 37,1 % от общего количество учащихся, писавших сочинение). Следующая по популярности тема – «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?» (это тема номер 313, ее выбрали 83ученика, 28,5%). Наименее востребованной стала тема под номером 113: «Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?», ее выбрали всего 8 учащихся.
Каковы же общие итоги?
Из общего количества писавших сочинение 288 учащихся получили «зачет», что составляет 99,0% (в прошлом справились с работой 98,7%), «незачет» получили 3 чел. из двух школ района, что составляет 1,0 % от общего количества учащихся, писавших сочинение (в прошлом году из трех школ района - 1,3% учащихся). Получили "зачет" по всем пяти критериям 98 учеников, что составляет 33,7% от общего количества писавших сочинение. За итоговое изложение ученица получила "зачет" тоже по всем пяти критериям.
И, конечно же, в местах проведения итогового сочинения присутствовали 23 общественных наблюдателя, а так же представитель Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Тверской области (в МБОУ СОШ№3 п.Редкино). Нарушений в организации проведения сочинения и в проверке работ не было выявлено.
В соответствии с Инструкциями Рособрнадзора оригиналы бланков регистрации и бланки записи сочинения были организованно в установленный срок направлены в Региональный центр обработки информации для сканирования и дальнейшего размещения на федеральном портале.
У заболевших учащихся (а их у нас 2 чел.), у учащихся, получивших «незачет" (3 чел.), для написания итогового сочинения будет вторая попытка в первую среду февраля (05 февраля) и далее (при необходимости) - третья попытка в первую рабочую среду мая (06 мая).
Сочинение состоялось. Государственная итоговая аттестация стартовала.
Заведующий отделом дошкольного,
общего и дополнительного образования Л.Н.Кулиева