"Что нового ждет учащихся 9 и 11 классов в 2020 году?
Есть ли какие-либо изменения в проведении государственной итоговой аттестации?" - с таким вопросом мы обратились к заведующему отделом дошкольного, общего и дополнительного образования Л.Н.Кулиевой.
Изменения конечно будут. И пока мы еще не обо всех знаем.
Первое, о чем я хотела бы сказать, касается апробации новой формы проведения единого государственного экзамена для учащихся 11 классов по информатике и ИКТ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки планирует 30 ноября проведение пробного единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютерной форме (сокращенное название - КЕГЭ). Особенностью данной, новой для нас, технологии является выполнение всех заданий на компьютере с использованием различного программного обеспечения и языков программирования (все прошлые годы участники ЕГЭ по информатике и ИКТ выполняли на ЕГЭ все задания на бумажных бланках).
Для проведения тренировочного экзамена были специально подготовлены контрольные измерительные материалы нового образца, приспособленные к выполнению заданий с использованием программного обеспечения, языков программирования и сред разработки, изучаемых школьниками.
"В тренировочном экзамене примут участие более 3 тысяч обучающихся 11 классов из более чем 35 регионов России, что позволит школьникам познакомиться с новой технологией, а также подготовить сотрудников пунктов проведения экзаменов и региональных центров обработки информации к проведению ЕГЭ по новой технологии", — сообщает Рособрнадзор.
В Тверской области в проведении тренировочного экзамена примут участие 134 ученика 11 классов, их примут 19 пунктов проведения ЕГЭ области.
В Конаковском районе в тренировочном экзамене примут участие 15 учащихся (из 31 изъявившего желание сдавать в 2020 году ЕГЭ по информатике и ИКТ) из 11 школ района (всего в этом году одиннадцатиклассники есть в 21 общеобразовательном учреждении района). Для ребят будет открыт один пункт проведения ЕГЭ- средняя школа №8 , в нем - одна аудитория на 15 человек. В настоящее время школой начата работа по технической подготовке ППЭ к пробному экзамену по информатике и ИКТ.
В чем же отличие технология проведения экзамена по информатике и ИКТ, предлагаемая на пробном экзамене, от действующей технологии? Новая модель экзамена предполагает автоматическую проверку ответов участников на федеральном уровне без участия региональных экспертов. В 2019 году пройдет масштабная апробация данной технологии, а в 2020 году планируется ее внедрение в штатный режим.
Во вторых, Федеральный институт педагогических измерений опубликовал проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2020 году. И они отличаются от КИМ прошлых лет. Почему?
С 2011 года российские школы постепенно переходили на работу по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования. В 2020 году сдавать ОГЭ будут девятиклассники, которые с 5-го по 9-й класс обучались на основе новых ФГОС, что обусловило внесение корректив в экзаменационные модели ОГЭ-2020. В контрольно-измерительных материалах (КИМ) основного государственного экзамена 2020 года сохранена часть заданий, хорошо знакомых школам и имеющихся в Открытом банке заданий ОГЭ. При этом введены новые задания, в которых акцент сделан на проверку достижения предусмотренных ФГОС результатов обучения. Усилен практический характер заданий, введены новые задания, проверяющие умения осуществлять информационный поиск, анализировать информацию, представленную в разных формах, применять знания для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач.
В обновленных КИМ ОГЭ реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественно - научного цикла.
В 2020 году сократится с 15 до 9 число заданий в работе по русскому языку. Для написания изложения (это задание 1 КИМ) теперь могут быть предложены тексты различных жанров (в том числе путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.).
В КИМ ОГЭ по математике включен новый блок практико-ориентированных заданий (задания 1–5). Изменяется структура работы в ОГЭ по обществознанию: снимается разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания в работе теперь выстраиваются исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24.
Для ОГЭ-2020 по истории предложена только одна модель КИМ, соответствующая линейной системе изучения истории на основе Историко-культурного стандарта и единого учебника, введены новые задания по работе с исторической картой, увеличено число заданий на основе визуальных источников исторической информации, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры, расширен спектр аналитических заданий. Усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.
На ОГЭ по химии и физике обязательной частью экзамена будет проведение реального эксперимента. В ОГЭ по химии практическая часть включает в себя два задания: в задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства вещества, указанного в условии задания, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям. В 2020 году изменилась структура экзаменационной работы по физике: задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий уменьшено с 26 до 25. В ОГЭ по биологии количество заданий сокращено с 32 до 30, добавлены новые модели и линии заданий.
Опубликованные документы являются основой для составления экзаменационных материалов. С их помощью будущие участники ОГЭ и их учителя могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.
А одиннадцатиклассникам интересно узнать, что Министр просвещения О.Ю.Васильева уже озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения для учащихся 11 классов (напомню, что итоговое сочинение является допуском учащихся к ЕГЭ).Это:
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги.
2. Надежда и отчаяние.
3. Добро и зло.
4. Гордость и смирение.
5. Он и она.
При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно.
Уже известны даты проведения Итогового сочинения (изложения) в 11 классах в этом учебном году, это 4 декабря 2019 г., 5 февраля, 6 мая 2020 года..
Даты проведения устного собеседования в 9 классах тоже определены: 12 февраля, 11 марта, 18 мая 2020 года.
На сайте ФИПИ в разделе ЕГЭ и ГВЭ-11/Аналитические и методические материалы опубликованы методические рекомендации для учителей на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года.