Юные исследователи -о здоровье поколения

Сохранение и укрепление здоровья человека – одно из самых важных направлений многих социальных программ нашей страны. Формировать модели здорового образа жизни нужно со школьной скамьи. Но как это делать? Часто беседы и фильмы о здоровом образе жизни не имеют воспитательного эффекта, так как ребенок является пассивным слушателем. Самой действенной технологией формирования здорового образа жизни являемся непосредственное участие ребенка в исследованиях, опытах, проектах, которые на практике доказывают важность вести здоровый образ жизни.

Ежегодная районная конференция детских исследовательских работ «Здоровое поколение основа будущего России», проводимая на базе средней школы д.Мокшино, яркое доказательство тому, что вопрос здорового образа жизни актуален для современных детей.

Количество участников конференции ежегодно увеличивается. На первую конференцию в 2005 году было представлено всего 6 работ, а в 2019 году уже 28. К защите были допущены 25 исследовательских работ.

28 февраля на базе средней школы д. Мокшино впервые проведена межмуниципальная конференция детских научно-исследовательских работ под названием «Здоровое поколение - основа будущего России».

Учредителями конференции традиционно выступили Управление образования администрации Конаковского района и научно-методическая площадка Института социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВО "МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ)", действующая на территории Конаковского района.

Для участия в защите исследовательских работ были приняты работы учащихся 2-11 классов из 11 общеобразовательных учреждений Конаковского района (это средние школы №2,3,9 г.Конаково, №1,2 п.Новозавидовский, №1 п.Редкино, школы д. Мокшино, д. Вахонино, п. Козлово, п. Озерки, п. Изоплит) и из трех муниципальных образований Тверской области: из Калининского и Старицкого районов и из ЗАТО "Солнечный". Всего в разработке исследовательских работ приняли участие 35 учащихся.

Цель конференции и сложна и проста одновременно, и состоит она с одной стороны в развитии интереса современных школьников к исследовательской деятельности, в развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, а с другой стороны - в привлечении внимания обучающихся, и их родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья.

В задачи конференции входило расширение системы представлений школьников о здоровье человека и способах его укрепления, повышение у них внутренней мотивации здорового образа жизни,

Учащимся было предложено подготовить исследовательские работы по четырем направлениям (номинациям):

1 номинация. Здоровье человека и экология.

2 номинация. Физическое здоровье человека.

3 номинация. Социальное и психологическое здоровье человека.

4 номинация. Междисциплинарные подходы к изучению здоровья человека.

На защиту вышла 21 работа.

В состав экспертной комиссии, на которую были возложены функции заочного изучения представленных в электронном виде работ, вошли Рабаданова Р.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО "МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ)", Веселовская Е.Д., кандидат биологических наук, руководитель научно-методического Центра перспективной педагогической деятельности "Школа 2050", директор средней школы д. Вахонино (председатель комиссии), Архипова О.В., заместитель директора средней школы д. Мокшино (заместитель председателя комиссии), Захарова О.В., учитель географии средней школы №2 п. Новозавидовский, Карватенко М.П., учитель физической культуры средней школы д. Мокшино, Поляница Н.В., учитель физической культуры средней школы №2 г. Конаково.

Защита проходила по четырем секциям, в которых учащиеся были сгруппированы по возрастам. На защите присутствовали представители управления образования Кулиева Л.Н., заведующий отделом дошкольного, общего и дополнительного образования управления образования и Гучмазова М.Б., главный специалист управления образования, все наставники, а так же наставники - научные руководители юных исследователей.

Особыми, яркими были выступления с презентацией своих исследовательских работ учащихся начальных классов (2-4 кл.). Всего на этой секции младших школьников выступило 10 детей. Прошли защиту четыре работы: одна - индивидуальная защита, три - групповых (группы были из 2,3 и 4 человек). Самой яркой стала защита проекта "Fast -Food - влияние "быстрой еды" на организм человека" ученицы 2 класса средней школы №2 г.Конаково Брессолье Маргариты. Она рассмотрела вопрос о составе "Fast -Food", провела опыты, позволяющие ей определить, сколько в жира в "Fast -Food", горит он или нет (этот опыт она проделала с мамой), не вреден ли он, и вообще, попробовала актуализировать вопрос, что нужно есть, чтобы быть здоровым.

Особую заинтересованность вызвала защита работы по теме "Влияние средств для мытья посуды на организм человека". Ее подготовили ученицы 4 класса Ново-Ямской средней общеобразовательной школы им.Адмирала Ф.С.октябрьского Старицкого района Борина Полина и Шип - Стафурина Александра. Они провели социальный опрос по использованию моющих средств, задали интересный для всех вопрос: "Смывается ли полностью средство для мытья посуды?". В ходе исследования ребятами проведен опыт по оцениванию запаха отдушек моющих средств. Интересен для слушателей стал и проведенный ими опыт, с помощью которого они получили ответ на вопрос "Могут ли прорастать семена в растворах моющих средств?"

А вот ученики 4 класса школы п. Озерки Молчанов Денис, Смирнова Дарья, Чекрыжева Дарья и Петраков Илья исследовали поваренную соль, в результате чего выяснили, что без соли человек прожить не может, но и излишнее ее потребление влечет за собой серьезные проблемы.

С большим интересом была заслушана работа учениц начальных классов средней школы №9 г.Конаково Майоровой Анастасии, Яблоновской Валерии и Шатаевой Валерии по теме "Витамин С - источник здоровья человека". Они сделали акцент на суточной необходимости в витамине С, рассказали об опытах взаимодействия йода с витамином С, с натуральным и консервированным апельсиновым соком, а закончили свое выступление призывом "Чтоб здоровым, крепким быть, надо с витаминами дружить!".

Важное исследование провела ученица 10 класса средней школы №1 п. Новозавидовский Орлова Наталья. Она раскрыла важность формирования памяти, исследовала учеников своей школы и выяснила какой тип памяти у них преобладает.

Уникальную исследовательскую лабораторию представила Кищик Полина, ученица 7 класса, средней школы №3 г. Конаково. Она осветила проблему излишней увлеченности современных школьников гаджетами и предложила свою альтернативу – исследовать жизнь насекомых, например муравьев.

Необычною работу представили ученицы 9 класса средней школы средней школы №9 г. Конаково Яременко Валерия, Буймова Диана. Девушки рассказали о том, как важно использовать на уроке современное оборудование, но не забывать о традиционных методах обучения.

Поспелова Анастасия, ученица 8 класса средней школы д. Вахонино, в своей работе "Апробация методов, тестов и антропометрических индексов для оценки физического состояния организма человека при составлении паспорта здоровья»" провела серьезную исследовательскую деятельность по составлению паспорта здоровья школьников.

Серьезную работу подготовила Пустынникова Маргарита, ученица 9 класса средней школы №2 г. Конаково. В ее работе раскрыта важность занятий фитнесом, приведены необходимые исследования для того, чтобы смело утверждать, что фитнес - это спорт.

Тимофеева Любовь, ученица 9 класса МОУ «Медновская СОШ» Калининского района рассказала о том, как стресс влияет на здоровье человека, предложила пути выхода из стрессовой ситуации, разработала практические рекомендации «Как избежать стресс».

С огромным интересом были заслушаны проект «Визуальная среда» Уткиной Полины, ученицы 10 класса средней школы п. Козлово, и работа Куликовой Алины, ученицы 9 класса средней школы №2 п. Новозавидовский, которая исследовала влияние комнатных растений на здоровье человека.

Бойцова Ксения и Тихонова Мария, ученицы 8 класса средней школы д. Мокшино, осветили очень актуальную для ребят тему «Сэлфи». Ученица 9 класса средней школы д. Мокшино Матко Валерия в своей работе раскрыла понятие «Лабиринты памяти».

Думанова Маргарита, ученица 10 класса МБОУ «Медновская СОШ» Калининского района, представила работу «Как цвет влияет на здоровье человека».

Своим мнением о конференции поделилась главный специалист управления образования М.Б.Гучмазова: "Тема конференции, проведенной на базе средней школы д. Мокшино, сегодня очень актуальна. Ведь здоровьем детей обеспокоены все: и родители, и педагоги, и сами дети. И это доказали исследовательские работы участников конференции, в которых мы увидели их озабоченность состоянием здоровья людей и теми проблемами, над которыми надо еще работать государству".

Председатель комиссии Веселовская Е.Д., подводя итоги конференции, отметила: "Исследовательские работы большинства обучающихся в этом году очень актуальны, имели валеологическую направленность и практическую значимость, их результаты вполне могут использоваться в различных сферах деятельности человека".

В итоге победителями и призерами межмуниципальной конференции детских научно-исследовательских работ «Здоровое поколение - основа будущего России» стали:

1 место:

Брессолье Маргарита, ученица 2 класса МБОУ СОШ №2 г. Конаково (рук. Столбовская А.Г.);

Кищик Полина, ученица 7 класса МБОУ СОШ №3 г. Конаково (рук.Чернышова Н.И.,Галкина Е.Ю.);

Поспелова Анастасия, ученица 8 класса МБОУ СОШ д. Вахонино (рук.Веселовская Е.Д.);

Яременко Валерия, ученица 9 класса МБОУ СОШ №9 г. Конаково (рук. Набокова Т.Ю.);

Буймова Диана, ученица 9 класса МБОУ СОШ №9 г. Конаково(рук. Набокова Т.Ю.);

Пустынникова Маргарита, ученица 9 класса МБОУ СОШ №2 г. Конаково (рук. Полянина Н.В.);

Тимофеева Любовь, ученица 9 класса МОУ «Медновская СОШ» Калининского района (рук. Ларионова И.М.);

Орлова Наталия, ученица 10 класса МБОУ СОШ №1 п. Новозавидовский (рук. Кузьмина В.А.).

2 место:

Шатаева Валерия, ученица 2 класса МБОУ СОШ №9 г. Конаково (рук. Шатаева А.И.);

Яблоновская Валерия, ученица 2 класса МБОУ СОШ №9 г. Конаково(рук. Шатаева А.И.);

Майорова Анастасия, ученица 3 класса МБОУ СОШ №9 г. Конаково(рук. Шатаева А.И.);

Петраков Илья, ученик 4 класса МБОУ СОШ п. Озерки (рук. Комарова Н.С.);

Молчанов Денис, ученик 4 класса МБОУ СОШ п. Озерки (рук. Комарова Н.С.);

Смирнова Дарья, ученица 4 класса МБОУ СОШ п. Озерки (рук. Комарова Н.С.);

Чекрыжева Дарья, ученица 4 класса МБОУ СОШ п. Озерки (рук. Комарова Н.С.);

Борина Полина, ученица 4 класса МБОУ «Ново-Ямская» СОШ им. Адмирала Ф.С. Октябрьского, Старицкого района (рук. Сизикова А.С.);

Шип-Стафурина Александра, ученица 4 класса МБОУ «Ново-Ямская» СОШ им. Адмирала Ф.С. Октябрьского, Старицкого района (рук. Сизикова А.С.);

Бойцова Ксения, ученица 8 класса МБОУ СОШ д. Мокшино (рук. Бакина Л.А.);

Тихонова Мария, ученица 8 класса МБОУ СОШ д. Мокшино (рук. Бакина Л.А.);

Тихомирова Екатерина, ученица 8 класса МБОУ СОШ д. Мокшино (рук. Бакина Л.А.);

Куликова Алина, ученица 9 класса МБОУ СОШ №2 п. Новозавидовский (рук. Шалыбкова Н.В.);

Уткина Полина, ученица 10 класса МБОУ СОШ п. Козлово (рук. Прохоренко Н.В.).

3 место:

Матко Валерий, ученик 9 класса МБОУ СОШ д. Мокшино (рук. Адышева Г.Е.);

Думанова Маргарита, ученицу 10 класса МБОУ «Медновская СОШ» Калининского района (рук. Ларионова И.М.).

Участники конференции, разъезжаясь по домам, поделились тем, что они уже сегодня начнут работать над новыми исследовательскими проектами для того, чтобы представить их в 2020 году, на следующей конференции.

Мы убеждены, что проведение конференций и иных форм работы с учащимися, на которых идет защита исследовательских работ, проектов, вносит весомый вклад в повышение образования, в развитие интеллектуальных способностей наших детей.

Л.Н.Кулиева, заведующий отделом дошкольного, общего и дополнительного образования

Е.Д.Веселовская, руководитель научно-методического Центра перспективной педагогической деятельности "Школа 2050", директор средней школы д. Вахонино

О.В.Архипова, заместитель директора средней школы д.Мокшино