Собеседование по русскому языку как допуск к ГИА состоялось

В 2018-2019 учебном году в 9 классах введено в штатном режиме устное собеседование по русскому языку, которое вводится для проверки навыков устной речи у школьников. Успешная сдача итогового собеседования по русскому языку с этого года является допуском к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. 

Состоялось итоговое собеседование по русскому языку во всех школах России 13 февраля 2019. В Тверской области в нем приняли участие более 12 тысяч человек.

В 29 общеобразовательных учреждениях Конаковского района проходили итоговое собеседование 830 учащихся 9 классов (при плане 842 учащихся).

Согласно Порядку проведения итогового собеседования по русскому языку, утвержденному Министерством образования Тверской области, итоговое собеседование выпускники 9 классов проводилось в тех учреждениях, где обучаются наши девятиклассники. Оценивалось собеседование не по пятибалльной системе, а по системе «зачет»/«незачет».

Ровно в 8.00 13 февраля комплект заданий для проведения собеседования был взят общеобразовательными учреждениями на специальном федеральном Интернет – ресурсе (ровно за 1 час до начала проведения итогового собеседования, и вывешены они были в течение одного часа).

Ребятам были предложены два варианта. В комплект заданий (а называются они контрольно-измерительные материалы - сокращенно КИМ), как и в Демоверсию, вошли четыре задания:

1 задание - выразительное чтение вслух небольшого текста научно – публицистического стиля. в первом варианте ребятам был предложен текст о Вариант 048-1/7- о российском просветителе, книгоиздателе Никола́е Ива́новиче Новико́ве;

Вариант 024 - о первой российской женщине-лётчике Ли́дии Виссарио́новне Зве́ревой.

Время на подготовку к ответу - до 2 мин.; 

2 задание - пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации - высказывание, приведенного в КИМ. Время на подготовку- до 2 мин.; 

Как видите, задания 1 и 2 взаимосвязаны, выполняются с использованием одного текста.

В заданиях 3 и 4 ребятам необходимо выбрать одну из трех тему для монолога и диалога.

3 задание - монологическое высказывание по одной из выбранных тем. В КИМах ребятам были предложены три темы на выбор:

1 вариант-024.

Тема 1. В картинной галерее (на основе описания фотографии).

Тема 2. Лучший друг (лучшая подруга) (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Почему люди ссорятся? (рассуждение по поставленному вопросу).

2 вариант-048

Тема 1.Профессия воспитателя (на основе описания фотографии).

Тема 2. Любимый журнал (повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3.Добрыми людьми рождаются или становятся? (рассуждение по поставленному вопросу)

Время на подготовку – 1 мин. А само высказывание должно занимать не более 3 мин.

4 задание - диалог с экзаменатором-собеседником по теме предыдущего задания (без подготовки). 

На выполнение всей работы каждому ученику отводилось примерно 15-16 минут. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья продолжительность проведения согласно нормативным документам собеседования увеличивалась вдвое (до 30 минут). В ходе ответа ученика экзаменатором - собеседником фиксировалось время начала и время окончания каждого ответа.

Очень важно, что в течение ответа всех учащихся велась поточная (без перерывов) аудиозапись ответа каждого ученика. Обеспечивали качество поточной записи ответов учащихся технические специалисты наших образовательных учреждений. С целью обеспечения качественной записи в учреждениях, в помещениях школы, где шло собеседование, был введен режим тишины.

Для проведения итогового собеседования были подготовлены и открыты 66 аудиторий с оборудованными рабочими местами, в которых были установлены персональные компьютеры и микрофоны. Также для учащихся были подготовлены аудитории для ожидания устного ответа ( в ряде школ учащиеся брались на собеседование с уроков, которые проводились в нетрадиционных формах).

 В каждой аудитории присутствовали экзаменаторы – собеседники (именно они вели беседу с учеником, переходили вместе с ним от задания к заданию - всего было занято 66 учителей начальных классов и учителей различных предметов, таких как история, география и т.д.) и эксперты (это только учителя русского языка и литературы, их было тоже 66 человек), которые непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям оценивали ответы учащихся. С ребятами работали дежурные вне аудиторий, сопровождающие учащихся из аудиторий ожидания (или из класса) в аудитории для сдачи итогового собеседования - их было более 80 чел.

Максимальное количество баллов, которое мог набрать ученик - 19. На «зачет» достаточно было набрать не менее 10 баллов , а детям с ограниченными возможностями здоровья - не менее 5 баллов.

Прошли итоговое устное собеседование и получили оценку «зачет» 818 учащихся из 830, что составляет 98,6% от общего количества сдававших (в прошлом году - 97%), "незачет" получили 12 учащихся из 6 общеобразовательных учреждений, что составляет 1,4% от общего количества сдававших (в прошлом году 21 ученик получили "незачет"- 3%).

Все аудиозаписи, протоколы ответов и иные сопроводительные документы своевременно направлены по сети Интернет и сданы в Региональный центр обработки информации Тверской области.

Можно сказать, что апробация прошла удовлетворительно.

Для участников, получивших «незачет», пропустивших (по причине болезни) или не завершивших итоговое собеседование по уважительным причинам, предусмотрены дополнительные сроки сдачи итогового собеседования – это вторая рабочая среда марта (13 марта) и первый рабочий понедельник мая (06 мая).

Результаты итогового собеседования по русскому языку будут объявлены учащимся: основной период - не позднее 28 февраля 2019 года; дополнительные периоды – не позднее 28 марта и 16 мая 2019 года.