Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «Коммунальная система» МО «Городское поселение поселок Новозавидовский»

г. Конаково 05 февраля 2015 года

Основание для проведения проверки: поручение Главы Конаковского района от 17.10.2014г. № 96-СД, статья 11 Положения о МКУ Контрольно-ревизионная комиссия Конаковского района, Распоряжение № от 31.10.2014г. № 37, от 10.11.2014г. № 38, от 29.12.2014г. № 54.

Цель проведения проверки: проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Коммунальная система» МО «Городское поселение поселок Новозавидовский».

Проверяемый период: 01.01.2013г. - 30.09.2014г.

Предприятие создано с целью удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах, услугах, максимального получения прибыли от своей деятельности, наиболее полного и качественного удовлетворения запросов населения и других потребителей в получении услуг.

Сведения о наличии учредительных документов:

МУП «Коммунальная система» создано на основании Решения Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский от 02 марта 2012 года № 02. Осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного и.о. Главы администрации Городского поселения поселок Новозавидовский 24 мая 2012 года.

Учредителем и собственником имущества МУП «Коммунальная система» является МУ «Администрация Городского поселения поселок Новозавидовский».

Для обеспечения деятельности МУП «Коммунальная система» сформирован Уставный капитал в размере 100 000 рублей в виде имущественного вклада Учредителя (МУ «Администрация Городского поселения поселок Новозавидовский»). В ревизуемый период размер уставного капитала не изменялся.

МУП «Коммунальная система» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, фирменное наименование, круглую печать, расчетный и другие счета в банках.

Движимое и недвижимое имущество (основные средства) закреплено Учредителем за МУП «Коммунальная система» договорами аренды сроком на 1 год, которые ежегодно перезаключаются на новый срок.

Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с нормами пункта 1 статьи 346.14 НК РФ. Объектом налогообложения признаются «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

В МУП «Коммунальная система» обеспечение и организация оплаты труда работников урегулирована внутренними локальными актами: Коллективным договором (Принят на собрании трудового коллектива от 31.12.2012г.), Положением об оплате труда.

Метод проведения проверки: выборочный.

1. Описание документально подтвержденных фактов нарушений законодательства:

В нарушение Федерального Закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Уставе МУП «Коммунальная система» не предусмотрено:

-ответственность руководителя унитарного предприятия (ст.25 Федерального законно №161-ФЗ);

- публичная отчетность унитарного предприятия (ст.27 Федерального законно №161-ФЗ);

- согласование приема на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора (п.8 ст.20 Федерального законно №161-ФЗ);

- права и обязанности руководителя унитарного предприятия (ст.21 Федерального законно №161-ФЗ);

- полномочия учредителя по утверждению показателей экономической эффективности деятельности МУП и контролю за их выполнением (п.3 ст.20 №161-ФЗ);

- не определен порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности МУП (п.3 ст.20 №161-ФЗ).

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

2.1 Доходы МУП «Коммунальная система» за 2013 год составили 52 986,8 тыс. руб., которые сложились из начислений по оказанию услуг МУП «Коммунальные системы Новозавидовский» – 39 114,7 тыс. руб. (73,8%), начислений по оказанию услуг другим юр. лицам – 8 642,1 тыс. руб. (16,3%); начислений по оказанию услуг населению (вывоз ТБО, ХВС, ГВС) – 2 177,7 тыс. руб., полученной субсидии -2 150,0 тыс. руб., прочих доходов –1,7%.

Доходы МУП «Коммунальная система» за 9 месяцев 2014 года составили 34 711,9 тыс. руб., которые сложились из начислений по оказанию услуг МУП «Коммунальные системы Новозавидовский» – 25 298,8 тыс. руб. (72,9%), начислений по оказанию услуг другим юр. лицам – 7 157,4 тыс. руб. (20,6%); начислений по оказанию услуг населению (вывоз ТБО, ХВС, ГВС) – 1 901,8 тыс. руб. (5,5%), прочих доходов – 214,0 тыс. руб., от продажи основных средств – 139,9 тыс. руб.

2.2. В 2013 году Администрацией МО «Городское поселение поселок Новозавидовский» была предоставлена субсидия в размере 2 150,0 тыс. руб., в том числе 1 000,00 тыс. руб. – для погашения кредиторской задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за потребленный газ (Решение Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский от 26.02.2014г. №2), 1 150,0 тыс. руб. – на погашение задолженности по уплате НДС (соглашение № 2 от 11.06.2013г.).

Предоставленные субсидии были использованы по назначению.

2.3. Расходы МУП «Коммунальная система» за 2013 год составили 54 420,1 тыс. рублей к начисленным доходам в сумме 52 986,8 тыс. рублей. Убыток в сумме 1 433,3 тыс. рублей образовался из-за высокой себестоимости услуг, которая сложилась из расчетов с поставщиками за услуги поставки газа, электроэнергии, водоснабжения, услуг по вывозу мусора, проведению ремонтных работ в сумме 27 636,5 тыс. руб. (50,8%); расходов по заработной плате и начислений в сумме 19 589,2 тыс. руб. (36%); стоимости материальных запасов в сумме 4 316,3 тыс. руб. (7,9%); налоговых платежей в сумме 1 656,1 тыс. руб. (3%); прочих расходов в размере 2,3%.

Расходы МУП «Коммунальная система» за 9 месяцев 2014 года составили 37 724,9 тыс. руб. к начисленным доходам в сумме 34 711,9 тыс. руб. Убыток в сумме 3 013,0 тыс. руб. образовался также из-за высокой себестоимости услуг, которая сложилась из расходов по заработной плате и начислений в сумме 17 540,3 тыс. руб. (46,5%), расчетов с поставщиками за услуги поставки газа, электроэнергии, водоснабжения, вывоза мусора, ремонтные работы – 15 356,0 тыс. руб. (40,7%), стоимости материальных запасов в сумме 3 494,4 тыс. руб. (9,3%), прочих расходов в размере 3,5%.

За 9 месяцев 2014г. отмечается рост расходов по заработной плате (на 19,1%), прочих расходов (на 64,6%). Административно-управленческие расходы снизились на 36%.

2.4. В структуре расчетов с поставщиками и подрядчиками вызывает сомнение целесообразность затрат на юридическо - консультационные услуги, оказываемые ООО «Теплотоп», которые в 2013 году составили 720,0 тыс. руб. (50,0 тыс. руб. ежемесячно и 120,0 тыс.руб. по иску к ЗАО «ПО Спецмонтажпроект») , за 9 мес. 2014г. – 450,0 тыс.руб. (50,0 тыс. руб. ежемесячно).

3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

3.1. Дебиторская задолженность по состоянию на 01.10.2014г. в сумме 16 045,9 тыс. руб. образовалась из-за задолженности оплаты по счетам за коммунальные услуги (в том числе: МУП «Коммунальные системы Новозавидовский» - 12 405,7 тыс. руб. (77,3%), население – 1 195,3 тыс. руб. (7,5%), ООО «КомТЭК» – 519,4 тыс. руб. (3,2%), Администрация пгт. Новозавидовский – 452,2 тыс. руб. (2,8%), ОАО «Фетровая фабрика» – 185,7 тыс. руб. (1,2%); из-за отсутствия подтверждающих документов на отчетную дату (актов выполненных работ) – 218,4 тыс. руб. (1,4%), прочие – 6,6%.

Установлено, что по состоянию на 01.01.2014г. наибольший удельный вес в расчетах занимает дебиторская задолженность по расчетам с МУП «Коммунальные системы Новозавидовский» - в сумме 12 416 676,91 руб.

МУП «Коммунальная система» обращалось в МУ «Администрация городского поселения поселок Новозавидовский»:

- письмо от 14.08.2013г. № 282 – о тяжелом финансовом положении;

- письмо от 06.08.2014г. № 206 - с описанием тяжелого финансового положения перед началом отопительного сезона в связи с увеличивающейся задолженностью МУП «Коммунальные системы Новозавидовский»;

- письмо от 30.09.2014г. № 270 – о невозможности погашения задолженности перед ОАО «Тверьэнергосбыт», в т.ч. из-за неисполненных обязательств МУП «Коммунальные системы Новозавидовский»;

- письмо от 12.12.2014г. № 350 - с описанием финансового положения на дату обращения и намерением обратиться в арбитражный суд с иском к МУП «Коммунальные системы Новозавидовский».

3.2. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.10.2014 г. в сумме 26 374,0 тыс. руб образовалась в связи с задолженностью: за поставку газа в сумме 9 335,7 тыс. руб. (35,4%), электроэнергии - 3 755,1 тыс. руб. (14,2%), задолженность по налогам и страховым взносам – 4 635,3 тыс. руб. (17,6%), за ХВС – 1 490,7 тыс. руб. (5,7%), транспортировку газа – 443,6 тыс. руб. (1,7%), за вывоз мусора – 297,9 тыс. руб. (1,1%), задолженность по исполнительным листам ССП (судебные приставы) – 2 279,4 тыс. руб. (8,6%), задолженность по заработной плате (текущая) составляет 1 909,4 тыс. руб. (7,2%), прочие – 8,5%.).

В 2012 году Предприятию был предоставлен беспроцентный займ в сумме 1 135,0 тыс. руб. (договор от 01 07.2012г. № 1 с физ. лицом Константиновой Е.Е.). По состоянию на 01.10.2014г. задолженность по краткосрочному займу является просроченной (с 01.05.2013 г.).

Таким образом: за период с 01.01.2013 г. по 01.10.2014 г. произошло увеличение кредиторской задолженности на 15 097,1 тыс. руб., или в 2,3 раза. Рост наблюдается практически по всем показателям. В структуре кредиторской задолженности преобладают расчеты с поставщиками и подрядчиками, бюджетом.

3.3. Соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей показывает увеличение и дебиторской, и кредиторской задолженностей. Рост дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия, а также способствует увеличению кредиторской задолженности, что, в свою очередь, влияет на финансовый результат.

В итоге, по состоянию на 01.10.2014 г. сумма кредиторской задолженности превышает дебиторскую задолженность на 10 328,1 тыс. руб.

4. Ведение кассовых операций.

Установлено, что за 2013 год в кассу МУП «Коммунальная система» поступило 20 874,8 тыс. руб., в т.ч.: от МУП «Коммунальные системы Новозавидовский» за оказанные коммунальные услуги – 20 255,4 тыс. рублей; возврат подотчетных сумм – 619,2 тыс. руб.

На выплату заработной платы из кассы израсходовано 13 964,5 тыс. руб., выдано в подотчет 3 960,1 тыс. рублей, сдано на расчетный счет - 2 433,4 тыс. руб., расчеты с поставщиками составили 265,0 тыс. руб.

Аналогичная ситуация сложилась и в 2014 году. За 9 месяцев 2014 года в кассу МУП «Коммунальная система» поступило 19 576,2 тыс. руб., в т.ч.: за оказанные коммунальные услуги – 17 555,2 тыс. руб., возврат подотчетных сумм – 1 951,1 тыс. руб. На выплату заработной платы из кассы израсходовано 10 508,4 тыс. руб.; выдача денежных средств в подотчет составила 4 569,4 тыс. руб.; сдано на расчетный счет – 4 420,0 тыс. руб.; расчеты с поставщиками составили 190,0 тыс. рублей.

Таким образом, поступившие в кассу МУП «Коммунальная система» наличные денежные средства использовались, в основном, на выплату заработной платы сотрудникам МУП «Коммунальная система», приобретение материальных запасов.

5. Предоставление денежных средств под отчет.

В ходе выборочной проверки оформления авансовых отчетов установлены следующие нарушения:

5.1. Во всех авансовых отчетах не заполняются графы: структурное подразделение, табельный номер, назначение аванса.

5.2. В авансовых отчетах не заполнен раздел «сведения о внесении остатка, выдаче перерасхода».

5.3. В нарушение Приложения № 5 к Приказу Минфина РФ от 15.12.10г. №173-н в авансовых отчетах приложенные документы не пронумерованы.

6. Проверка заработной платы.

К проверке предоставлены штатные расписания:

- с 01.02.2012г. со штатной численностью 106 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда – 1 578 190,00 рублей;

- с 01.02.2013г. со штатной численностью 111 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда – 1 679 491,00 рублей;

- с 01.02.2014г. со штатной численностью 119 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда – 1 808 690,00 рублей;

- с 01.08.14г. со штатной численностью 129 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда – 1 945 911,00 рублей.

В ходе анализа штатного расписания и начисления заработной платы установлено:

Период

ФОТ по штатному расписанию

Начислено

Экономия

2013г.

20 052 591,00

15 114 365,98

4 938 225,02

9 месяцев 2014г.

16 423 453,00

13 502 682,91

2 920 770,09

Таким образом, за проверяемый период превышение начисленной заработной платы над фондом отплаты труда не установлено.

В ходе выборочной проверки начисления заработной платы установлено:

6.1. Оплата труда работников МУП «Коммунальная система» в 2013-2014 году производилась на основании Коллективного договора от 31.12.2012 г. и Положения об оплате труда.

Пунктами 6.1. - 6.3. Коллективного договора МУП «Коммунальная система» система оплаты труда и размер тарифных ставок определены на основании методических рекомендаций (не утвержденных полномочным органом) и отраслевым тарифным Соглашением на 2010-2011гг. Применение тарифных ставок при установлении окладов для оплаты труда сотрудникам МУП «Коммунальная система» в соответствии с вышеназванным Соглашением неправомерно, т.к. распространение действия Соглашения разрешено только в случае присоединения МУП «Коммунальная система» к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6.2. В Положении об оплате труда отсутствует дата утверждения Положения.

6.3. Пунктом 6.7 Коллективного договора от 31.12.2012 г. предусмотрено, что при наличии средств на оплату труда выплачивать премию согласно Положения об оплате труда. При наличии убытка премия работникам МУП «Коммунальная система» выплачивалась ежемесячно. За 2013 год сумма премии составила 1 363 742,00 рублей, за 9 месяцев 2014 г. – 1 647 563,00 рублей.

6.4. Представленные формы штатных расписаний не утверждены Учетной политикой предприятия и не соответствуют унифицированной форме № Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.04г. № 1.

6.5. В нарушение ст. 57 ТК РФ в контракте от 29.12.2012 г. № 02-12 с руководителем МУП «Коммунальная система», заключаемом между работником и работодателем, отсутствует обязательное для включения в трудовой договор условие (размер должностного оклада).

6.6. В нарушение постановления Правительства РФ от 21.03.1994г. № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) руководителю п.5.4. трудового контракта предусмотрена материальная помощь к отпуску.

6.7. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.123 Налогового кодекса РФ не перечислялся в бюджет, либо перечислялся несвоевременно налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Так, в 2013 г. был перечислен НДФЛ в сумме 801 160,00 рублей за 2012г., 508 847,00 рублей – за 2013 г., в 2014 году перечислено 323 547,00 рублей за 2013 год. Недоимка по НДФЛ по состоянию на 01.07.2014 г. составила 2 906 220,00 руб, в т.ч. за 2013 год – 1 153 520,00 рублей, за 2014 год – 1 752 700,00 рублей.

 

Перечисление налоговых платежей

 

Начислено

Перечислено

Недоимка в бюджет

на 01.01.2013 г.

 

 

801 160,00

2013 г.

1 985 914,00

1 310 007,00

 

на 01.01.2014 г.

 

 

1 477 067

9 месяцев 2014 года

1 752 700,00

323 547,00

 

на 01.10.2014 г.

 

 

2 906 220,00

Таким образом, МУП «Коммунальная система» производило выплату заработной платы своим работникам за вычетом налога на доходы физических лиц, при этом в бюджет указанный налог перечислялся несвоевременно.

Решением Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области по итогам проверки перечисления исчисленных сумм НДФЛ за период с 04.06.12г. по 15.07.14г. установлено уплатить МУП «Коммунальная система» штраф за несвоевременное перечисление НДФЛ в размере 50 000 рублей и пени в сумме 385 315 рублей.

6.8. Установлено несвоевременное перечисление взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.

В 2013г. перечислены взносы по указанным Фондам в сумме 1 169 809,03 за 2012 год, 3790 735,86 рублей за 2013г., в 2014г. перечислено 254 661,96 рублей за 2013 год и 2 334 926,78 рублей за 2014 год.

Задолженность перед Фондами по состоянию на 01.10.2014г. составила 1 717 825,89 рублей.

За несвоевременное перечисление взносов в ПФР предусмотрены пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки от суммы просроченного платежа.

6.9. При выборочной проверке договоров подряда замечаний не установлено.

7. Проверка доходов.

7.1. Тарифы.

К проверке представлены тарифы, действующие с 01.01.2014г. и с 01.07.2014г. на услуги систем горячего и холодного водоснабжения, отопления и услуги по сбору и вывозу ТБО. Тарифы были утверждены в рамках предельных уровней, устанавливаемых Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (Приказы № 516-нп от 12.12.2013г. «О тарифах на питьевую воду», № 781-нп от 20.12.2013г. «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии», № 791-нп от 20.12.2013г. «О тарифах на тепловую энергию»).

В ходе выборочной проверки применения тарифов за 1 полугодие 2014 года для жилого и частного сектора, а также для сторонних и бюджетных организаций, превышения тарифов на услуги не установлено.

8. Проверка учета горюче-смазочных материалов.

В собственности МУП «Коммунальная система» имеются 5 единиц автотранспорта, 3 единицы арендуются у Администрации городского поселения поселок Новозавидовский, 2 единицы находятся в безвозмездном пользовании (легковые автомобили MAZDA CX-7 и LEXUS RX350).

Расходы на ГСМ в 2013 году составили 1 978,6 тыс. рублей, за 9 месяцев 2014г. – 1 512,6 тыс. рублей.

Проверены путевые листы и списание ГСМ за июнь 2014 г.

8.1. Установлено, что в путевых листах на легковые автомобили MAZDA CX-7 (водитель Фирсов А.П.) и LEXUS RX350 (водитель Харитонова Л.А.) не заполняются показания спидометра, время выезда и возвращения в гараж, отсутствует штамп учреждения; в ведомости на списание ГСМ за июнь 2014 года указываются показания спидометра, не подтвержденные путевыми листами, подписями заведующего гаража, что ставит под сомнение правильность списания ГСМ и использование указанных авто только в служебных целях.

8.2. В некоторых путевых листах не заполняются все требуемые показатели:

- отсутствуют отметки о предрейсовом медосмотре (п/л № 665 от 01.06.2014г., № 697 от 07.06.2014г., № 699 от 08.06.2014г., № 722 от 13.06.2014г., № 723 от 14.06.2014г., № 725 от 15.06.2014г., № 758 от 21.06.2014г., № 760 от 22.06.2014г., №792 от 28.,06.2014г., № 794 от 29.06.2014г. – Водитель Воробьев Р.Н., № 726(а) от 14.06.2014г. – водитель Михайлов А.Г., № 664 от 01.06.2014г., № 696 от 07.06.2014г., №698 от 08.06.2014г., б/н от 12.06.2014г., № 721 от 13.06.2014г., № 724 от 14.06.2014г., – водитель Яшкин П.Ю., б/н от 12.06.2014г., № 726 от 15.06.2014г., № 759 от 21.06.2014г., № 761 от 22.06.2014г., № 793 от 28.06.2014г., № 795 от 29.06.2014г. – водитель Дрожжинов А.В.,

- допускаются исправления цифра по цифре, использование корректора-штрих.

8.3. ГСМ списывается согласно установленных норм по списанию ГСМ, нарушений не установлено.

Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

9. Соблюдение Федерального законодательства в сфере закупок за 2013-2014 г.г.

9.1. До настоящего времени МУП «Коммунальная система» не зарегистрировано на официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru. ( не размещено Положение о закупках). Закон № 223-ФЗ при закупках не применяется.

9.2. Согласно письму Минэкономразвития РФ от 05.12.2011г. №Д28-647“…Учитывая, что муниципальное унитарное предприятие является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, являясь на рынке данных услуг субъектом естественной монополии, и общая выручка от всех указанных видов деятельности муниципального унитарного предприятия составляет более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых таким муниципальным унитарным предприятием, то положения Закона применяются к муниципальному унитарному предприятию начиная с 1 января 2012 г.».

9.3. В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  с 1 января 2014 года положения Закона применяют все муниципальные унитарные предприятия.

9.4. Закон № 223-ФЗ распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками: вне зависимости от суммы, предмета закупки, источника ее финансирования или цели приобретения продукции. Исключениями из применения Закона № 223-ФЗ для заказчика будут являться лишь выплата зарплаты штатным работникам, уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также закупки, которые прямо исключены из Закона № 223-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

10. Инвентаризация имущества и нематериальных активов.

К проверке представлены итоги годовой инвентаризации имущества за 2012 и 2013 года.

В нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 не обеспечена достоверность результатов инвентаризации:

- инвентаризационные описи не пронумерованы;

- материально-ответственное лицо является членами инвентаризационной комиссии (Тихонова С.А.);

- в инвентаризационных описях основных средств № 1, 2, 3, 4 от 31.12.2013г. отсутствует отметка о проверке данных и расчетов.

 

Выводы:

1. Отсутствие планирования в МУП «Коммунальная система» финансово-хозяйственной деятельности не позволяет сбалансировать доходы и расходы, т.е. не прогнозируются объемы и стоимость предоставления услуг, не оценивается уровень развития предприятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций, что, в итоге, привело к финансовой неустойчивости предприятия.

2. Установлено несоответствие Устава МУП «Коммунальная система» действующему законодательству.

3. Контракт между Учредителем и руководителем МУП «Коммунальная система» заключен с нарушением законодательства.

4. При наличии убытка работникам МУП «Коммунальная система» ежемесячно выплачивалась премия.

5. Установлено несвоевременное перечисление НДФЛ и страховых взносов в ПФР, ФСС, Фонды ОМС.

6. Выявлены неэффективные расходы по оплате услуг ООО «Теплотоп».

7. Авансовые отчеты оформлены с нарушением действующего законодательства.

8. Выявлены нарушения в оформлении путевых листов.

9. Требования Федерального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг за 2013-2014 г.г. при закупках не соблюдались.

 

Председатель МКУ КРК Пахомова Л.Н.