Депутат Заксобрания Надежда Егорова дала интервью о реформе местного самоуправления

Это интервью опубликовано в газете «Тверские ведомости». Предлагаем его полный текст.

Реформа местного самоуправления стартовала с принятия в этом году двух федеральных законов (№ 136 и № 165), которыми были внесены концептуальные изменения в положения федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

30 октября областным парламентом в первом чтении был принят проект закона «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области». Документ в основном закрепил сложившиеся в муниципальных образованиях системы формирования органов местной власти. Естественно, с учетом мнения самих муниципалитетов.

О том, как идет подготовка законопроекта ко второму чтению, мы беседуем с председателем постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по государственному устройству и местному самоуправлению Надеждой Егоровой.

— Надежда Александровна, в чем особенность нынешней реформы местного самоуправления?

— Предыдущий этап, от которого нас отделяет 10 лет, связан с принятием  Федерального закона № 131-ФЗ (6 октября 2003 года). Тогда была сформирована единая модель организации местного самоуправления. При этом возможности  субъекта РФ регулировать муниципальные вопросы были очень ограничены.

Основная цель сегодняшней реформы – максимальное приближение муниципальной власти к избирателям, оптимизация структуры органов местного самоуправления, развитие эффективных институтов обратной связи с населением.

В настоящее время субъектам даны широкие права, касающиеся вопросов создания городских округов с внутригородским делением, передачи части вопросов местного значения от муниципальных районов к сельским поселениям, перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также определения порядка организации представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований.

— Давайте коротко напомним основные положения регионального  законопроекта «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области», принятого областным парламентом в первом чтении в конце октября.

— Проект закона, внесенный губернатором Тверской области в порядке законодательной инициативы, предлагает установить общий для всех представительных органов муниципальных районов и глав муниципальных образований срок полномочий — пять лет. Представительные органы муниципальных районов на муниципальных выборах должны избираться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Особо оговаривается формирование представительных органов Бежецкого, Бологовского и Калининского муниципальных районов (их предлагается формировать из глав и депутатов сельских поселений соответствующего района).

Для избрания глав муниципальных образований предусматривается  многовариантность. Так, в одиннадцати муниципальных образованиях главы избираются на муниципальных выборах и исполняют полномочия главы администрации. В остальных 25 муниципалитетах главы избираются представительным органом муниципального района из своего состава и исполняют полномочия председателя представительного органа муниципального района. Главы администрации в этих 25 муниципалитетах назначаются на должность по контракту.

Законопроектом также определяется порядок избрания глав городских округов, городских и сельских поселений Тверской области — их предлагается избирать соответствующим представительным органом из своего состава.

— При разработке данного законопроекта учитывалось ли мнение населения? Каким образом?

— Обновленная редакция закона № 131-ФЗ формально не связывает реализацию данного полномочия субъекта с необходимостью проведения каких-либо консультаций с органами местного самоуправления, а также с проведением  мероприятий по выявлению и учету мнения населения (например, публичных слушаний). Вместе с тем, хочу отметить, что губернатор, Правительство Тверской области и депутаты Законодательного Собрания делают все необходимое, чтобы при разработке законопроекта максимально учесть местную специфику,  интересы территорий. Так, в ноябре по инициативе председателя областного парламента Андрея Епишина на площадке Законодательного Собрания прошел «круглый стол», в рамках которого состоялось обсуждение законопроекта. Его участники в основном поддержали предложенные модели избрания глав муниципальных образований, хотя были и другие мнения.

В целом на протяжении полугода проходило  обсуждение проектов изменения законодательства с общественностью, главами и  представительными органами муниципальных образований. Свою точку зрения изложила и Ассоциация «Совет муниципальных образований Тверской области». Все высказанные мнения по вопросам формирования представительных органов муниципальных районов, избрания их глав, а также распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления учитывались и анализировались разработчиками законопроекта.

Документ, принятый областным парламентом в первом чтении 30 октября, в основном закрепил сложившиеся в муниципальных образованиях системы формирования органов местной власти. Мнение населения также было учтено – не будем забывать, что в каждом муниципалитете при принятии Устава (где прописана модель формирования органов местного самоуправления)  обязательно проводились публичные слушания.

— В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению идут дискуссии, поступают различные предложения, в том числе и по изменению предложенной схемы. Можно ли говорить о том, что документ  в его окончательном варианте претерпит серьезные изменения?

— Хочу еще раз подчеркнуть, что в отличие от многих других регионов законопроект, разработанный в Тверской области, предусматривает многовариантность избрания глав муниципальных образований. И это ни что иное, как результат серьезной подготовительной работы.

После принятия проекта закона в первом чтении мы направили его не только депутатам Законодательного Собрания, но и в муниципальные образования. Сейчас в областной парламент поступают отзывы из муниципалитетов — в основном поддерживающие концепцию закона.

На заседании комитета по государственному устройству и местному самоуправлению мы тщательно изучили все поступившие предложения и замечания, а свои рекомендации представим на пленарном заседании  Законодательного Собрания. Окончательное решение – за депутатами областного парламента, которые и примут его голосованием.