Доклад главы администрации Конаковского района О.В.Лобановского о работе администрации в 2013 году

ДОКЛАД ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА О.В.ЛОБАНОВСКОГО О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИИ В 2013 ГОДУ

 

 

Уважаемые коллеги! Уважаемые участники и гости нашего совещания! Дорогие жители Конаковского района!

 

В соответствии с Уставом муниципального образования «Конаковский район», сегодня я представляю вашему вниманию отчет о деятельности администрации Конаковского района за 2013 год. В октябре 2013 года был проведен конкурс на замещение должности главы администрации района, в результате конкурса я занял этот пост. Перед администрацией стоят задачи продолжить реализацию всех ранее принятых программ и проектов, а также сделать работу более прозрачной, эффективной и качественной.

С чего мы начали эту работу? Прежде всего, проанализировали структуру управлений, текущие задачи, изучили круг обязанностей каждого специалиста. Чтобы работа всей администрации была эффективна, нужно избавиться от дублирования функций, от нечетко прописанных обязанностей, усилить внутреннюю дисциплину. Я хочу отметить, что сегодня в администрации действует новый регламент (прежний не менялся с 2004 года), четко прописаны все процедуры по работе с документами, с обращениями граждан. Налажен контроль за «должниками», задерживающими ответы на письма и обращения населения. Каждый рабочий день начинается с оперативной планерки, где руководители отделов отчитываются о выполнении поручений. Словом, в том, что касается внутренней работы администрации произошли серьезные изменения, и более того — эта работа будет продолжена, потому что, как говорится, нет предела совершенству.

Конечно же, с самого начала работы пришлось тщательно знакомиться с финансовым положением района и разрабатывать бюджет на следующий, то есть нынешний год. Безусловно, работа с бюджетом, главным финансовым документом нашего района — это одно из важнейших направлений деятельности администрации. Уже много раз говорилось, что в нынешнем году бюджет у нас очень напряженный.

Мы поставили задачу максимально сократить объем кредиторской задолженности, которая висит на районе, рассчитаться с долгами. Муниципальный долг Конаковского района по состоянию на 1 января этого года составил 40,4 млн. руб. Причем весь год, и я хочу это особенно отметить, работала межведомственная комиссия по укреплению экономической базы района, бюджетной и налоговой дисциплине. Благодаря ее работе, благодаря тому, что очень хорошо и слаженно работали представители разных муниципальных и государственных органов, за год задолженность предприятий и организаций по налогам в бюджеты всех уровней сократилась более чем на 12,7 млн. рублей.

Я бы хотел объяснить причины, по которым район в прошлом году заработал меньше денег, чем планировал. Во-первых, снизилось поступление НДФЛ, налога на доходы физических лиц. Как вы знаете, это основной налог для районного бюджета, его доля в доходной части нашего бюджета составляет две трети, 66 процентов. По сравнению с 2012 годом поступления от НДФЛ снизились на 61,4 млн.руб, или на 14,8% - в связи с тем, что Минфин области изменил нормативы отчислений этого налога в районный бюджет. Всего в 2013 году в бюджет района поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 529,6 млн. руб., что на 43,7 млн. руб. или 7,6% меньше, чем за 2012 год.

С другой стороны, выросли доходы, которые район получает в качестве арендной платы за земельные участки — они увеличились на 24,1 млн. руб. за счет единовременного поступления от продажи права на аренду участка в деревне Отроковичи Городенского сельского поселения. Наблюдается рост доходов от продажи муниципального имущества в связи с принятием Программы приватизации. В 2013 году от реализации имущества в бюджет районе поступило 11 млн. руб.

Это что касается доходов районного бюджета.

Теперь поговорим о расходах, то есть на что тратились деньги. Хочу отметить, что бюджет района сохранил свою социальную направленность, то есть приоритетным расходами являются расходы на содержание социальной сферы и финансирование мероприятий социальной направленности.

Хотелось бы сказать в плане расходов бюджета. Мы научились эффективно экономить. В первом квартале прошлого года провели оптимизацию расходов за счет сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления. В целом эти расходы сократились за год на 6,3 миллиона рублей — при сохранении объема и качества услуг, которые оказываются населению.

Приоритетными остаются расходы на финансирование отраслей социально-культурной сферы, объем которых составил 1 млрд. 056 млн. рублей или 89,5% к общему объему расходов. По сравнению с 2012 годом в истекшем году расходы увеличились: на образование потратили на 187,8 млн.рублей больше, на социальную политику расходы выросли на 700 тысяч рублей.

Ежегодно возрастают расходы на оплату труда работников муниципальных учреждений Конаковского района. В 2013 году расходы по фонду оплаты труда возросли в среднем на 37,4 % и составили 702,4 млн. руб., это 59,6% от общей суммы расходов. Как вы знаете, повышение зарплаты идет в соответствии с указами Президента России, так называемые «майские указы Путина», где предписывается повышение зарплаты отдельным категориям бюджетников. В ходе реализации этих мероприятий в 2013 году было выделено 92,2 миллиона рублей, в том числе из районного бюджета 28,6 миллиона — все эти средства направлены на повышение зарплаты.

Как вы помните, в сентябре 2013 года Конаковский район приобрел здание детского сада в Конаково.

Кроме того, выделялись деньги из бюджета на модернизацию системы дошкольного образования — всего 14 миллионов рублей, из них 6,2 миллиона из районного бюджета. За счет этого удалось открыть дополнительно 235 мест в дошкольных учреждениях. Вы знаете, что проблема нехватки мест в детских садах у нас стоит очень остро, и районная власть прилагала все усилия, чтобы эту проблему решить. Всего в районе в течение года места в садике, в том числе и в порядке очереди, и за счет открытия дополнительных групп получили 1092 малыша. Всего у нас сегодня детские сады посещает 4003 малыша. И неустроенных — 99 детей. Я считаю, что это разумные расходы бюджета, в этом году мы также продолжим работу в этом направлении.

Еще одна статья расходов — ремонты. В прошлом году ремонты проводились в центральной библиотеке, школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования. Всего работы по капитальному ремонту провели на 46 объектах, затратив на это 23,3 миллиона рублей, в том числе основную часть — 22 миллиона — из районного бюджета.

 

СПОРТ

Прошлый год был, как вы знаете, предолимпийским. Поэтому вопросам развития спорта администрация уделяла особенное значение. И тут нам есть чем гордиться. Наши спортсмены приняли участие в сопровождении олимпийского огня. В спортивном центре «Конаковский лед» открылся центр фигурного катания Ирины Родниной. В Дмитровой Горе открылся современный спортивный комплекс «Дмитрогорский». Это только отдельные, и далеко не все, спортивные достижения. Хочется подчеркнуть, что спорт в Конаковском районе остается занятием массовым: спортивные кружки посещает около трех тысяч детей, и еще 5,5 тысяч детей посещают спортивные секции на базе общеобразовательных школ. У нас только районная олимпиада проводится по 20 видам спорта, и самыми массовыми остаются волейбол, футбол, лыжные гонки. Район принимает соревнования федерального уровня — это, напомню, и чемпионат России по футзалу, и первенство России по джиу-джитсу и конному спорту, всероссийские чемпионаты по боксу и мотокроссу, самбо и шахматам. 22 тысячи жителей Конаковского района постоянно занимаются спортом, 826 разрядников мы подготовили только за прошлый год, 18 человек входят в сборную России.

Конечно, у нас еще остаются проблемы с состоянием спортивных сооружений, недостаточно финансирования, особенно если речь идет о городских и сельских поселениях. Но мы постоянно помним этот вопрос, потому что, как и все вы, я так же болею за наших ребят и горжусь их спортивными успехами.

 

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

В том, что касается молодежной политики, приоритеты районной власти в течение прошлого года оставались прежними. Молодежь — наиболее активная часть нашего общества, молодые (и я не устаю это повторять на всех встречах) — это те, кому мы когда-нибудь передадим район, кто будет продолжать наше дело, поэтому все, что касается молодежных проектов, массовых акций, флешмобов, благотворительных мероприятий - это все получает у нас поддержку.

Как вы помните, прошлый год у нас буквально не сходил с уст военно-патриотический центр «Звезда». Военно-спортивные мероприятия у нас остаются самыми массовыми в районе — это игры «Орленок», «Зарница», «Снежный десант» и спартакиада допризывной молодежи. В прошлом году наши ребята-поисковики поработали на выезде, в Ржеве и Клину, молодых людей, которые приходят в клуб становится с каждым годом больше. Постоянно говорим и про успехи молодежного центра «Иволга». Это много мероприятий, это организация летних работ для подростков и школьников, это палаточные сборы «Крылья», это антинаркотическая пропаганда, профилактика асоциальных явлений, конкурс видеороликов «Поколение Некст», и многое-многое другое, десятки мероприятий.

Вы знаете, что сейчас каждая копейка из бюджета должна тратиться максимально эффективно. Знаете, что сегодня основным подходом является так называемый программно-целевой принцип, когда мы финансируем не численность учреждений, а конкретные программы. Эти программы должны соответствовать реальным возможностям нашего бюджета, приоритетам в работе власти, потребностям населения. Проводится очень жесткий контроль расходования средств по программам. Хочу подчеркнуть, что администрация района реализует не только муниципальные программы, но и важные в общегосударственном плане программы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и детей-сирот, переселение из аварийного жилищного фонда. Мы участвуем также в реализации региональных программ, таких как, например, «Оказание содействия добровольному переселению в Тверскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы».

До сих пор остается актуальным вопрос вхождения в отопительный сезон. Благодаря своевременному принятию мер по подготовке к отопительному сезону на территории Конаковского района теплоснабжение началось поэтапно: с 23сентября – социальные объекты и с 25 сентября – жилищный фонд.

В целом же хочу сказать, что те обязательства и полномочия, которые есть у районной власти, администрация в 2013 году выполнила.

Теперь позвольте несколько слов сказать о нашем будущем. Вернее, о тех предпосылках, социальных и экономических, которые это будущее создают. Возьмем, например, демографические показатели района. В прошлом году в районе родилось 924 малыша — это на 99 меньше, чем годом раньше, а умерло 1566 человек — на 19 больше, чем в предыдущем году. То есть рождаемость в районе продолжает снижаться, смертность потихоньку растет. Естественная убыль за год в районе составила 118 человек.

Как мы можем этому противостоять? Как можем переломить эту тенденцию? Очевидно, что чтобы поднять экономику, нам нужны новые рабочие места, а новые рабочие места появятся только когда в район придут инвестиции. Повышение инвестиционной привлекательности района позволит решить и демографическую проблему, потому что к нам поедут молодые специалисты, молодые люди, люди будут больше рожать, потому что будут уверены в своем будущем.

Если говорить про инвестиции, как обстояли с этим дела в экономике района в 2013 году. Приток инвестиций в район растет. Всего за год в основной капитал крупных и средних предприятий района инвестировано более 4 миллиардов рублей, или на 35 процентов больше, чем за год до этого. Вы сами видите, что у нас открылся завод по производству минеральной ваты финской компании «Парок», идет строительство отеля Radisson Завидово. Новые рабочие места создаются сегодня ООО «Викомо», которое строит гостиничный комплекс «Конаково-Ривер-Клаб» - 290 человек; ЗАО «Парок», запуск первой линии завода по производству минеральной ваты — 150-170 человек.

Не очень радует успехами наш агропромышленный комплекс. В нашем районе сельское хозяйство представлено 8 сельхозпредприятиями, на земле работает 69 индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, почти девять с половиной тысяч личных подсобных хозяйств. При этом общая посевная площадь в 2013 году уменьшилась на 662 га (4%) в связи со сменой учредителя в ООО «Ручьевское» в мае 2013 года и началом мероприятий по повышению почвенного плодородия земель с целью их эффективного использования. Будем надеяться, что в этом году наши аграрии наверстают упущенное.

Как вы знаете, главная сфера интересов районной власти — это образование. Все, что связано с системой образования, является абсолютным приоритетом для нас. О том, как мы решали проблему с местами в детских садах, я уже сказал. Это действительно сложная проблема. Но для нас важно не только обеспечить ребенка местом в садике, но и чтобы ему там было комфортно, интересно. Для этого в прошлом году мы провели опрос родителей, чьи дети посещают муниципальные сады. Это был первый такой серьезный мониторинг, опросили 2444 родителя в 25 садах. Выяснилось, что качеством услуг в детских садах довольны подавляющее большинство — 93,7, почти 94 процента. То есть с одной стороны качество дошкольных услуг в районе высокое, удовлетворенность населения девяностопроцентная, но еще есть куда расти, и надо этот высокий уровень наших дошкольных учреждений сохранять.

Что же касается работы школ в прошлом году, то здесь я бы отметил как достижение, что наши школы переходят на новые федеральные государственные образовательные стандарты, проводят эксперимент по дистанционному образованию детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. В прошлом году в рамках эксперимента 9 таких детей в нашем районе вошли в программу дистанционного обучения.

Наши школы активно используют в учебном процессе компьютеры, мультимедийные комплексы, интерактивные доски, электронные журналы — словом, то, что для наших школ еще лет пять назад было экзотикой, сегодня становится повседневностью. И это, конечно, очень хорошо. В школах района общий компьютерный парк в 2013 году превысил за тысячу единиц, 14 школ закупили оборудование для ведения электронных дневников, еще 16 проводят эксперименты с новыми системами электронных журналов, то есть не отстают от прогресса.

Если говорить об итогах учебного года, у нас из выпускников девятых классов только 2 человек из 722 не получили аттестаты, из выпускников только шесть человек вышли из школы со справкой. Это на фоне 30 аттестатов с отличием, 28 золотых и 16 серебряных медалей.

И, конечно, когда мы говорим о системе образования, мы не можем оставить без внимания наши учреждения дополнительного образования. Уже много раз звучало и повторю еще раз, что система доп.образования Конаковского района — это наша гордость. Нас даже в областном правительстве в шутку называют «поющим районом», столько призов берут наши хоровые коллективы, и спортсмены, и музыканты. Недавно, как вы знаете, наши ребята побывали в Сочи на зимних Олимпийских играх — и певцы, и акробаты. Не думаю, что какой-то другой район Тверской области может похвалиться такими достижениями.

Что собой представляет сегодня система дополнительного образования. Это (главный, на мой взгляд, показатель) тот факт, что 4336 детей, то есть больше половины всех школьников района, посещают или кружки, или спортивные секции, или занимаются чем-то интересным. Это не говоря о том, что сегодня никаких проблем нет записать ребенка в спортивную секцию — в школах района работает более ста таких секций, там занимается каждый пятый ребенок.

И это далеко не все. В прошлом году разными формами организованного досуга, оздоровления и занятости были охвачены более 4 тысяч детей, то есть каждый второй школьник. Во время летних каникул в районе работали 33 лагеря дневного пребывания, работали трудовые объединения, загородные лагеря - «Ровесник», «Романтик», «Спутник», «Радуга», «Тверца», «КомпьютериЯ». 235 детей мы отправили за счет бюджета отдыхать в другие субъекты РФ. В палаточном лагере молодежного центра «Иволга» отдохнули 184 подростка, 22 человек приняли участие в многодневных походах. Хочу подчеркнуть, что особое внимание при организации детского отдыха мы уделяем тем детям, чьи семьи оказались в тяжелой жизненной ситуации. Наш комплексный центр социального обслуживания населения за лето организовал отдых 993-м таким детям. Всего на оздоровление детей в прошлом году было потрачено более 5 миллионов из районного бюджета, и это тот случай, когда, как говорится, еще столько бы потратили — и не жалко.

Конечно же, не следует говорить только о достижениях. Есть у нас и серьезные проблемы, которые требуют постоянных усилий для поиска путей их решения. В числе наиболее важных я бы назвал проблему взаимодействия районной власти с властями сельских и городских поселений, с органами местного самоуправления. Увы, это взаимодействие пока еще далеко от оптимально эффективной модели. Сейчас в администрации ввели практику ежемесячных совещаний с главами поселений и главами администраций, на которых мы обсуждаем важные вопросы, обсуждаем проблемы, у кого какие есть, и предлагаем свои варианты их решения.

Следует отметить, что в последнее время взаимодействие между районной властью и органами местного самоуправления стало более предметным. Это и работа по проблемам ЖКХ в поселке Радченко, и проект по привлечению инвестиций на строительство очистных в Редкино, и работа по строительству спортивного комплекса в Новозавидовском, и многое другое.

Никто не посягает на самостоятельность наших поселений, но важно, чтобы муниципалитеты в районе смогли вести согласованную и взвешенную политику, чтобы районная власть и власть на местах действовала заодно. Это, в итоге, принесет пользу, прежде всего населению.

Как я уже говорил, мы перешли на программно-целевой принцип финансирования. Принятый бюджет сформирован на основе целевых программ. БОР! Бюджет ориентированный на результат. Работа должна быть направлена не на то, доведены ли деньги до бюджетополучателей, а на то, какой результат получен при расходовании этих средств. Например, если программа предусматривает строительство детских садов, ее эффективность должна оцениваться следующим образом: построены ли данные объекты, насколько комфортны условия пребывания в них и т.д. Иными словами, оценка эффективности программ должна базироваться на том, как в итоге сработал каждый государственный рубль. В этом и заключается основной принцип программно-целевого бюджета, который предполагается внедрять.

Еще одна проблема заключается в том, что многие руководители забывают о требованиях энергоэффективности. Учитывая ситуацию с нашим бюджетом, необходимость более рационально, рачительно, по-хозяйски расходовать деньги, вопрос энергоэффективности становится для нас очень важным. Мы отдаем десятки тысяч рублей из бюджета на оплату коммунальных услуг, тогда как можно проработать перспективу перевода, например, наших образовательных учреждений на автономное теплоснабжение, как это сделано, например, в школе №2 в поселке Редкино. Словом, здесь есть еще над чем работать.

Если же говорить о нашей системе образования, то главной проблемой остается дефицит кадров, не хватает педагогов нужной квалификации для работы с талантливой молодежью, отмечается старение материально-технической базы школ и детских садов, здания некоторых школ уже не соответствуют современным требованиям. Все эти проблемы нам известны, и администрация ведет постоянную работу вместе с руководителями образовательных учреждений, с управлением образования по их решению.

Конечно, это далеко не весь перечень проблем, с которыми работает сегодня администрация района. Сегодня перед нашей администрацией стоят серьезные задачи, и я думаю, что в следующем году в отчете Главы администрации будут чаще звучать слова «мы сделали», «мы справились». Я уверен, что районная власть должна чаще и полнее рассказывать о своей работе, не прятать своих достижений, уметь признавать и свои ошибки тоже. Такая форма общения – лучший способ понять друг друга, сделать выводы и, по возможности, максимально быстро решить накопившиеся проблемы.

Радует, что сегодня столько людей собралось, это значит, людям не все равно, что происходит в районе и какие шаги предпринимает власть.

Тип документа: 
Отчет
Дата документа: 
27/03/2014
№ документа: 
б/н