В Конаковском районе с 19 мая по настоящее время не работает социальный водный маршрут
Регулярные пассажирские перевозки речным транспортом по расписанию на пригородном маршруте «Конаково – Завод 1 Мая» осуществляются ОАО «Тверской порт» с 2004 года.
До 2012 года к маршруту нареканий не было – с началом навигации жители населенных пунктов Первомайского сельского поселения могли без особых проблем добраться до районного центра.
Проблемы начались в 2012 году, когда из-за задержек с заключением договора между администрацией Конаковского района и ОАО «Тверской порт» на два месяца с начала навигации маршрут был приостановлен. Районная администрация при постоянной поддержке Министерства транспорта делала все возможное, чтобы ускорить заключение договора по перевозке пассажиров этого социального маршрута.
Неудобства из- за отсутствия водного сообщения между Конаково и населенными пунктами, расположенными на другой стороне Волги, испытывали не только жители Первомайского поселения, но и многочисленные владельцы садов и огородов, проживающих «по эту сторону реки» Люди попросту не могли добраться до своих земельных участков, посевной сезон был сорван, что значительно усугубило социальную напряженность в районе.
После долгих переговоров с администрацией Тверского порта, благодаря совместным усилиям Правительства Тверской области, Министерства транспорта, районной администрации и администрации поселения 23 июня 2012 года договор был заключен, маршрут исправно работал до закрытия навигации.
Напряженная ситуация с водным маршрутом Конаково- Завод Первое Мая в Конаковском районе повторилась и в текущем году. Начиналось все хорошо: 8 мая катер начал работать, а уже 19 мая ОАО «Тверской порт» маршрут приостановил. Причина – выход из стоя дизель- генератора на плавсредстве, о чем и.о. генерального директора ОАО «Тверской порт» Д.С. Антипин уведомил и.о. Министра транспорта Тверской области К.В. Седова своим письмом от 22.05.2013 года за № 262. На сегодняшний день даты, с которой маршрут возобновит свою работу, перевозчик не сообщил. «О дате возобновления перевозок сообщим по мере готовности», - говорится в письме.
23 мая в Министерстве транспорта Тверской области состоялось совещание на тему «Об организации перевозок водным внутренним транспортом по социально значимым маршрутам» под председательством и.о. Министра транспорта Тверской области Константина Седова. Ситуация с маршрутом между г.Конаково и п.Первое Мая обсуждалась на данном совещании. Было принято решение вопрос взять на контроль и всячески содействовать быстрейшему возобновлению маршрута.
Надо отметить, что в текущую навигацию перевозчик заменил на маршруте и плавсредство, осуществляющее перевозку пассажиров. Вместо пассажирского теплохода Москвич «М -250» вместимостью 100 человек, много лет исправно перевозившим людей из г.Конаково в пос. Первое Мая, было предоставлено другое судно - Москвич «Надежда», вместимостью 50 человек, на котором спустя 11 дней с начала навигации и вышел из строя один из основных технических узлов. На запрос администрации Конаковского района о сроках окончания ремонта из ОАО «Тверской порт» за подписью генерального директора М.Ю. Клюшина пришел ответ, где дословно говорится, что «..теплоход 1957 года постройки. В настоящее время данная модификация дизель- генераторов уже не выпускается, и на рынке запчастей отсутствует. В связи с этим назвать точную дату начала перевозки пассажиров на линии не предоставляется возможным…»
Проблема с осуществлением водных перевозок между районным центром и пос. Первое Мая затянулась настолько, что к настоящему времени команда, работающая на данном маршруте, на две трети уволилась, мотивируя свое увольнение отсутствием работы и соответственно, стабильной зарплаты.
Ситуация усугубилась и фактом исчезновения на правом берегу Волги в Конаково пристани, к которой на протяжении многих лет причаливал речной трамвайчик. С отсутствием нормальной пристани безопасность пассажиров стоит под большим вопросом. Спускаться с теплохода по приставной лестнице стало опасно, это может повлечь за собой травмы.
В администрацию Конаковского района поступает много жалоб от населения на отсутствие перевозок и отсутствие пристани.
Районная администрация сделала все возможное в рамках своих полномочий для разрешения непростой ситуации. 1 марта 2013 года между ОАО «Тверской порт» и администрацией Конаковского района заключен договор на перевозку населения по указанному маршруту. Согласно договору, Перевозчик обязан своевременно предоставлять и обеспечивать перевозками водным транспортом по социальным маршрутам. Однако он свои договорные обязательства не выполняет. Администрацией района в адрес Министерства транспорта отправлено письмо с просьбой оказать содействие в установке пристани и возобновлении регулярного движения по маршруту внутреннего водного транспорта «Конаково- Завод Первое Мая». В настоящее время администрацией Конаковского района по факту ненадлежащего исполнения ОАО «Тверской порт» договорных обязательств, в рамках действующего законодательства, готовятся документы для дальнейшего рассмотрения их в антимонопольной службе и транспортной прокуратуре. Администрация делает все возможное, чтобы обеспечить право жителей Конаковского района на пользование социальным маршрутом.
Учитывая важность данного социального маршрута, согласно Постановлению Правительства Тверской области №31-пп от 05.02.2013 г. «Об утверждении распределения субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по поддержке социальных маршрутов внутреннего водного транспорта на 20013 год», решению Собрания депутатов Конаковского района №256 от 18.12.2012г. «О бюджете Конаковского района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», на осуществление данного маршрута выделены средства в размере 1 млн.407,6 тыс. рублей из областного бюджета и 469,2 тыс. рублей из местного бюджета.
Пока единственным путем сообщения между пос. Первое Мая и городом Конаково остается автомобильная дорога через Тверь протяженностью 140 километров. На личном автомобиле эта поездка занимает до трех часов, на автобусе до пяти часов, тогда как протяженность водного маршрута между Конаково и пос. Первое Мая составляет всего 23 километра, и доехать на «речном трамвайчике» до конечной остановки можно за 2 часа. Нелишним будет осветить и материальную сторону вопроса. Если социальный билет на поездку по воде от Конаково до пос. Первое Мая стоит 70 рублей, то поездка на автобусе обойдется порядка трехсот рублей. Заложниками ситуации стали около полутора тысяч конаковцев, около 150 из которых – социально незащищенные граждане.
Подводя итог изложенного, можно сделать вывод, что для обеспечения права жителей отдаленных населенных пунктов Конаковского района на поездки в районный центр сделано все: и договор заключен, и деньги выделены, и письма соответствующие написаны, и проблемы обсуждены в самых высших инстанциях, однако…. Воз и ныне там… Осталось убедить перевозчика надлежащим образом исполнять свои договорные обязательства.