Трансформация предоставления сведений из реестра недвижимости: сокращение сроков оказания услуги и уход в электронный вид

15 лет назад указом Президента Российской Федерации был создан Росреестр – федеральный орган государственной власти, объединивший систему государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. За прошедшие 15 лет Служба прошла значительную трансформацию. Изменения коснулись, в том числе, и выдачи сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Выписки из ЕГРН стали выдавать с 2017 года. До этого выписки выдавались из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «По сравнению с 2008 годом существенно расширился объем сведений, которые содержитреестр недвижимости. Помимо описания объекта недвижимости и сведений о зарегистрированных правах на него, ограничениях прав и о самих правообладателей, ЕГРН содержит также сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон и т.д. Наличие в одном ресурсе максимально полных сведений об объектах недвижимости и занимаемых ими территориях, определяющих в том числе правовой режим и режим использования объектов в хозяйственной деятельности, обеспечивает возможность принятия эффективных социально-экономических решений развития территорий».

 

В течении 15 лет также менялся и срок обработки запросов. Например, в 2008 году он составлял 5 рабочих дней, в 2015 году -3 рабочих дня, а в 2023 году в среднем сократился до 1 рабочего дня.

 

Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляет публично-правовая компания «Роскадастр» подведомственная Росреестру. В течение 10 месяцев 2023 года из ЕГРН были предоставлены 1,2 млн сведений по запросам заявителей. 1,1 млн выписок (92 %) предоставлены в электронном виде.

 

Заместитель директора филиала ППК «Роскадастр» по Тверской области Лилия Григорьева:«Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на основании соответствующих запросов, которые можно подать разными способами. К примеру, посредством официального сайта Росреестр, а также через Единый портал государственных услуг. Воспользовавшись данными сервисами,можно оперативно получить электронную выписку, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) Роскадастра. По УКЭП можно также подтвердить подлинность выписки. Дополнительно проверить документ можно по QR-коду. Никакой протокол в этом случае не формируется, результат можно посмотреть по аналогии с сервисом проверки подписи – только в виде веб-версии.Эти изменения направлены на защиту персональных данных граждан и соответствуют общемировой практике».

 

15 лет назад об этом не было и речи. Тогда, как, впрочем, и сейчас, но уже в качестве альтернативы, выписку из реестра недвижимости можно было получить в бумажном виде. Сегодня для этого необходимо обратиться в любой офис МФЦ или в Филиал ППК «Роскадастр» по Тверской области, где Вам помогут составить запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, также Вы сможете выбрать удобный способ получения необходимых сведений.

 

На протяжении многих лет сведения ЕГРН об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на них являлись общедоступными, могли быть запрошены любым лицом (исключение составляли лишь отдельные сведения). Но с 1 марта 2023 года установлен запрет на предоставление персональных данных (ФИО и дата рождения) из ЕГРН без согласия правообладателя (Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ). Дать такое согласие можно путем подачи отдельного заявления. В реестр вносится специальная запись.