Итоговое сочинение - старт экзаменационной кампании 2023 года
С 2014-2015 учебного года в выпускных 11-х классах введено итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации. Итоговое сочинение могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в различные вузы страны. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды, как и в прошлые годы, вправе писать изложение, а не сочинение.
Как же прошло итоговое сочинение в этом году? Для каждого часового пояса отдельно Росообрнадзором, как и ежегодно, были разработаны конкретные темы итогового сочинения (так же подбирались и тексты изложений).
Ровно в 9.45 в этом году 7 декабря (в единый день для всех одиннадцатиклассников России) темы сочинений были получены образовательными учреждениями через информационный ресурс topic.rustest.ru.
Вот темы итогового сочинения 2022-2023 учебного года Тверской области:
НОМЕР |
ТЕМА |
Количество учащихся 11 классов, писавших сочинение |
Рейтинг темы у учащихся Конаковского района |
102 |
Какую жизненную цель можно назвать благородной? |
60 |
2 |
210 |
Что такое взаимопонимание? |
32 |
4 |
310 |
Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи? |
21 |
5 |
409 |
В чём ценность исторического опыта? |
6 |
6 |
512 |
Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? |
38 |
3 |
605 |
Что делает человека подлинно счастливым? |
142 |
1 |
Как и в прошлые годы, сочинение ребята писали в своих образовательных учреждениях (в этом году в 21 общеобразовательном учреждении), в заранее подготовленных аудиториях (по одному ученику за рабочим столом).
Продолжительность сочинения традиционно составила 3 ч. 55 мин.(235 мин.). Каждый ученик получил комплект участника сочинения, который включал в себя бланк регистрации и двусторонний бланк записи, а так же листы бумаги для черновиков и, конечно же, перечень тем сочинений. На каждой парте лежала Инструкция для участника итогового сочинения (изложения). Все бланки заполнялись гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета (другие ручки использовать нельзя!).
Выбрав тему, одиннадцатиклассники приступили к написанию сочинения-рассуждения. Согласно инструкциям Рособрнадзора при написании сочинения ребята могли использовать орфографические словари, а вот использование каких – либо литературных произведений на итоговом сочинении не предусмотрено.
Сочинение оценивалось сначала по двум требованиям (объем итогового сочинения и самостоятельность написания итогового сочинения). Рекомендуемое количество слов в сочинении, как и в прошлые годы, − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Если сочинение признано комиссией по проверке итогового сочинения (экспертами) несамостоятельным, то за такую работу тоже выставляется «незачет».
Далее работы учащихся (сочинения) оценивались по пяти критериям, утвержденным Рособрнадзором:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Для получения оценки «зачет» необходимо было иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из оставшихся критериев: №3, №4 или №5).
Проверяли сочинения предметные комиссии, которые были созданы на базе каждого общеобразовательного учреждения района, входили в них не менее 3 экспертов - учителей русского языка и литературы.
Учителя русского языка отмечают, что темы итогового сочинения этого года трудные, но интересные, доступны для понимания. Учащиеся смогли справиться с выбором тем, сориентироваться в подборе художественных произведений для её раскрытия.
В Конаковском районе из 302 учащихся 11-х классов писали итоговое сочинение (изложение) 299 учеников .
Наиболее востребованной в нашем районе стала тема " Что делает человека подлинно счастливым? (это тема номер 605, ее выбрали 142 ученика, что составляет 47,5% от общего количество учащихся, писавших сочинение. Следующая по популярности тема – " Какую жизненную цель можно назвать благородной? " (это тема номер 102, ее выбрали 60 учеников, что составляет 20 % от общего количество учащихся). Наименее востребованной стала тема под номером 409 " В чём ценность исторического опыта? ", ее выбрали всего 6 учащихся.
Каковы же общие итоги?
Из 299 учащихся, писавших сочинение, получили «зачет» 298 учащихся , что составляет 99,7% от общего количества писавших сочинение. Получил "незачет" 1 ученик из МБОУ СОШ с.Завидово.
Получили "зачет" по пяти критериям 133 ученика, что составляет 44,5% от общего количества учащихся, писавших сочинение (в прошлом году- 106 учеников).
Традиционно в местах проведения итогового сочинения присутствовали 21 общественный наблюдатель.
В соответствии с Инструкциями Рособрнадзора оригиналы бланков регистрации и бланки записи сочинения были организованно в установленный срок направлены в Региональный центр обработки информации для сканирования и дальнейшего размещения на федеральном портале.
Для написания итогового сочинения у ребят будет вторая попытка 01 февраля, а, при необходимости, и третья попытка, уже 03 мая.
Можно сказать, что государственная итоговая аттестация стартовала.
Заведующий отделом дошкольного,
общего и дополнительного образования Л.Н.Кулиева