Стандарт внешнего муниципального финансового контроля

Муниципальное казенное учреждение Контрольно-ревизионная комиссия Конаковского района



 

Стандарт внешнего муниципального финансового контроля

 

 

СФК-03 «Проведение экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период»

(утвержден в новой редакции постановлением

МКУ КРК Конаковского района от 03.11.2022 №7)

 

Дата вступления в силу – 03 ноября 2022года



 

г. Конаково

2022

 

Содержание



 

  1. Общие положения.…………………………………………………………………………..3

  2. Цели, задачи, предмет и объекты экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период………………………………………………………………………….3

  3. Информационная и методическая основы проведения экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района………………………………………………………………5

  4. Основные этапы проведения экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района………………………………………………………………………………………….6

  5. Оформление результатов экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района …………………………………………………………………………………………………11

  6. Порядок организации взаимодействия между должностными лицами КРК в ходе проведения экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района…………………………………………………………………………………………12

  7. Приложение № 1. Примерная структура заключения на проект решения о бюджете Конаковского района ………………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

1.1. Стандарт финансового контроля «Проведение экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период» (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 11 Положения о Муниципальном казенном учреждении Контрольно-ревизионная комиссия Конаковского района, утвержденного решением Собрания депутатов Конаковского района от 25.03.2021 №230 (далее – Положение о МКУ КРК), а также Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 29.03.2022 № 2ПК.

Проведение экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период (далее также: проект решения о бюджете Конаковского района) осуществляется Контрольно-ревизионной комиссией Конаковского района (далее – КРК) на основании статьи 157 Бюджетного кодекса РФ, статьи 9 Положения о МКУ КРК, статьи 16 Положения о бюджетном процессе в Конаковском муниципальном районе Тверской области, утвержденного решением Собрания депутатов Конаковского района от 26.05.2022 №340 (далее – Положение о бюджетном процессе).

1.2. Целью Стандарта является определение общих требований, правил и процедур проведения КРК экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района и оформления результатов экспертизы.

1.3. Задачами Стандарта являются:

- установление общих требований к содержанию экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района;

- определение основных этапов и процедур проведения экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района;

- определение основных требований, структуры и содержания к заключению КРК на проект решения о бюджете Конаковского района;

- установление взаимодействия между должностными лицами КРК в ходе проведения экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете.

1.4. Экспертиза проекта решения о бюджете Конаковского района проводится заместителем председателя КРК, сотрудниками аппарата КРК, возможно председателем КРК, с учетом результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

1.5. Календарные сроки проведения экспертизы и подготовки заключения КРК устанавливаются в соответствии с требованиями статей 15 и 16 Положения о бюджетном процессе.

1.6. Внесение изменений и дополнений в Стандарт осуществляется председателем КРК, в его отсутствие заместителем председателя КРК на основании постановления КРК. Решение вопросов, не урегулированных Стандартом, осуществляется председателем КРК и вводится в действие нормативным актом КРК.

 

2. Цели, задачи, предмет и объекты экспертизы

проекта решения о бюджете Конаковского района

 

2.1. Экспертиза проекта решения о бюджете Конаковского района является видом предварительного контроля формирования бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период и осуществляется в форме экспертно-аналитического мероприятия.

Предварительный контроль формирования бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период представляет собой комплекс экспертно-аналитических мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проекта бюджета Конаковского района, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовке на их основе заключения КРК, представление его в Собрание депутатов Конаковского района и Администрацию Конаковского района Тверской области, а также участие КРК в ходе рассмотрения проекта бюджета Конаковского района очередной финансовый год и на плановый период в Собрании депутатов Конаковского района.

2.2. Целями экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района являются установление соответствия проекта решения о бюджете Конаковского района положениям действующего законодательства, а также определение обоснованности показателей проекта бюджета.

2.3. Задачами экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района являются:

1) проверка соответствия сроков внесения проекта решения о бюджете Конаковского района, а также полноты документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Собрание депутатов Конаковского района;

2) проверка соответствия проекта решения о бюджете Конаковского района основным целям и задачам, определенным в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики Российской Федерации), указах Президента Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики, долговой политики Тверской области и Конаковского муниципального района Тверской области;

3) оценка обоснованности показателей проекта бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период.

2.4. Предметом экспертизы является проект решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период, а также документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Собрание депутатов Конаковского района.

2.5. Объектами экспертно-аналитического мероприятия являются:

- Управление финансов администрации Конаковского района;

- Администрация Конаковского района Тверской области;

- иные участники бюджетного процесса (при необходимости выборочно).

2.6. В процессе осуществления экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района проводится:

- оценка соблюдения установленных бюджетным законодательством сроков внесения проекта бюджета Конаковского района на рассмотрение в Собрание депутатов Конаковского района;

- оценка соблюдения требований к составу документов и материалов, предоставляемых в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе;

- анализ основных показателей социально-экономического развития Конаковского муниципального района Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период;

- оценка соблюдения требований основных направлений бюджетной и налоговой политики, долговой политики Конаковского муниципального района Тверской области, наличия поставленных стратегических целей и задач, муниципальных программ, на финансирование которых направлен бюджет Конаковского района, конечных результатов, которые должны быть достигнуты по итогам реализации документов стратегического планирования;

- оценка соблюдения установленных бюджетным законодательством требований к основным характеристикам бюджета и к составу показателей проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете;

- анализ обоснованности и достоверности показателей, содержащихся в проекте областного бюджета, наличия и состояния нормативной правовой и методической базы его формирования, проверка и анализ материалов, представленных одновременно с проектом бюджета;

- оценка соблюдения принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2.7. Методами осуществления экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете являются проверка и анализ.

3. Информационная и методическая основы проведения экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете

3.1. Информационной базой для экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете являются:

- нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения;

- прогноз социально-экономического развития Конаковского муниципального района Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период;

- муниципальные программы Конаковского муниципального района Тверской области;

- реестр расходных обязательств Конаковского муниципального района Тверской области;

- проект решения Собрания депутатов Конаковского района «О бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период», а также документы и материалы, представляемые одновременно с ним;

- материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КРК;

- заключения КРК на проект решения Собрания депутатов Конаковского района об исполнении бюджета Конаковского района за отчетный финансовый год;

- информация главных администраторов доходов бюджета, главных распорядителей бюджетных средств и иных участников бюджетного процесса по вопросам формирования бюджета Конаковского района, предоставляемая в ходе проведения экспертизы проекта бюджета;

- статистические данные;

- иные документы и материалы (при необходимости).

3.2. Методической основой проведения экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете являются:

- сравнительный анализ соответствия проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, материалов и документов, представляемых одновременно с ним в Собрание депутатов Конаковского района, действующему законодательству;

- сравнительный анализ соответствия проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период положениям основных направлений бюджетной и налоговой политики, долговой политики Тверской области и Конаковского муниципального района Тверской области;

- сравнительный анализ соответствия принятых в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период показателей и их расчетов установленным нормативам и методикам;

- сравнительный анализ динамики показателей бюджета Конаковского района, показателей проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и показателей целей, задач и результатов деятельности в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе.

4. Основные этапы проведения экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете

4.1. Экспертиза проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете проводится в срок, установленный внутренними распорядительными документами КРК. Срок проведения экспертизы может быть изменен по решению председателя КРК с учетом планируемой даты принятия проекта (его рассмотрения).

4.2. Организация и проведение экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете осуществляются в несколько этапов:

I этап – подготовительный;

II этап – основной;

III этап – заключительный.

4.3. Подготовительный этап может начинаться до внесения проекта бюджета Конаковского района в Собрание депутатов Конаковского района и представления его в КРК.

В рамках подготовительного этапа осуществляется изучение нормативных правовых актов, регулирующих формирование доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета.

При необходимости осуществляется подготовка запросов участникам бюджетного процесса.

4.4. В ходе экспертизы проверяется его соответствие требованиям бюджетного законодательства, проводится анализ и оценка:

- доходов бюджета;

- расходов бюджета;

- сбалансированности бюджета;

- муниципального долга.

4.4.1. При оценке соответствия проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете требованиям бюджетного законодательства проверяется соблюдение:

а) сроков представления проекта решения о бюджете в Собрание депутатов Конаковского района и комплектности документов и материалов, представленных одновременно с ним;

б) требований к основным характеристикам и составу показателей, установленных ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 13 Положения о бюджетном процессе;

в) соответствия текстовых статей проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период положениям бюджетного законодательства; соответствия текстовых статей проекта решения о бюджете и приложений к нему;

г) принципов бюджетной системы Российской Федерации.

4.4.2. Анализ и оценка доходов бюджета предусматривают:

- проверку соблюдения принципа полноты отражения доходов бюджета, установленного статьей 32 Бюджетного кодекса РФ, в проекте бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период;

- проверку соблюдения принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса РФ, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов бюджета;

- проверку соблюдения требований статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ в части прогнозирования доходов на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта решения о бюджете в законодательный орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Тверской области и Конаковского муниципального района;

- проверку соответствия прогнозируемых доходов основным направлениям налоговой политики;

- проверку соответствия проекта решения о бюджете нормативам зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период, установленным статьями 56 и 57 Бюджетного кодекса РФ;

- проверку соблюдения требований статьи 58 Бюджетного кодекса РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты;

- проверку соблюдения положений статей 20, 41, 42, 56, 57 Бюджетного кодекса РФ и Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденного соответствующим приказом Минфина России, в части отнесения доходов, отраженных в проекте решения о бюджете, к группам, подгруппам, статьям (кодам) классификации доходов бюджетов Российской Федерации по видам доходов;

- сравнительный анализ динамики налоговых и неналоговых доходов бюджета Конаковского района;

- проверку соблюдения положений статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета, в части наличия утвержденной методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет и ее соответствия требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации;

- проверку обоснованности расчета прогноза основных налоговых и неналоговых доходов проекта бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период с учетом изменений налогового законодательства, вступающих в силу в очередном финансовом году;

- проверку обоснованности расчета прогноза выпадающих доходов бюджета Конаковского района по видам доходов вследствие предоставления налоговых льгот и преференций в соответствии с законодательством (при наличии);

- проверку соответствия прогноза безвозмездных поступлений, отраженных в проекте бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, показателям распределения соответствующих межбюджетных трансфертов, предусмотренным в проекте областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

- анализ учета предложений КРК по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при планировании доходов бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период;

4.4.3. Анализ и оценка расходов бюджета предусматривают:

- проверку соблюдения принципа полноты отражения расходов бюджета, установленного статьей 32 Бюджетного кодекса РФ, в проекте бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период;

- проверку соблюдения принципа достоверности (обоснованности расчетов) расходов бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса РФ и означающего реалистичность расчета расходов бюджета;

- проверку соблюдения условий формирования расходов бюджета, установленных статьей 65 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- сравнительный анализ динамики объема расходов, в том числе в разрезе разделов (подразделов) бюджетной классификации, расходов главных распорядителей бюджетных средств, анализ основных факторов, влияющих на увеличение (уменьшение) соответствующих расходов бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период;

- проверку соблюдения требований статьи 21 Бюджетного кодекса РФ и Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденного соответствующим приказом Минфина России, по отнесению расходов, отраженных в законопроекте, к соответствующим кодам бюджетной классификации (разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов);

- проверку соответствия перечня публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Конаковского района и отраженных в проекте бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период, требованиям статей 21 и 74.1 Бюджетного кодекса РФ;

- проверку соблюдения требований статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ при формировании бюджетных ассигнований Дорожного фонда;

- проверку соответствия расчета объема условно утверждаемых расходов, отраженных в проекте бюджета Конаковского района на плановый период, требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ и статьи 13 Положения о бюджетном процессе.

4.4.3.1. Осуществляются проверка и анализ обоснованности расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных программ Конаковского района, которые предусматривают:

- проверку соблюдения требований статьи 179 Бюджетного кодекса РФ в части своевременности принятия нормативных правовых актов Администрацией Конаковского района Тверской области об утверждении муниципальных программ Конаковского муниципального района Тверской области (далее муниципальные программы), предусмотренных к реализации начиная с очередного финансового года;

- проверку соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию муниципальных программ в проекте бюджета Конаковского района, показателям финансового обеспечения муниципальных программ (проектов муниципальных программ);

- оценку взаимосвязи бюджетных ассигнований с показателями результативности муниципальных программ, анализ планируемых показателей и достигнутых значений по итогам реализации в предыдущие периоды.

4.4.3.2. Осуществляются проверка и анализ обоснованности и достоверности расходов, предусматриваемых на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Конаковского района, которые включают:

- анализ обоснованности расчетов объемов межбюджетных трансфертов из бюджета Конаковского района, представляемых одновременно с проектом бюджета в Собрание депутатов Конаковского района в соответствии с требованиями статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 14 Положения о бюджетном процессе;

4.4.4. Анализ сбалансированности проекта бюджета предусматривает осуществление проверки и анализа обоснованности и достоверности объема и структуры источников финансирования дефицита бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период, включая:

- проверку соблюдения ограничений размера дефицита бюджета, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ;

- проверку соблюдения принципа полноты отражения источников финансирования дефицита бюджета Конаковского района, установленного статьей 32 Бюджетного кодекса РФ и означающего, что все источники финансирования дефицита бюджета Конаковского района в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджете;

- проверку соблюдения требований статей 93.2 и 93.3 Бюджетного кодекса РФ в части установления целей, условий, порядка и срока предоставления бюджетных кредитов из бюджета Конаковского района, а также размера платы за пользование бюджетным кредитом;

- проверку соблюдения требований статьи 96 Бюджетного кодекса РФ, в части состава источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Конаковского района.

4.4.4.1. Осуществляются проверка и анализ муниципального долга Конаковского муниципального района, которые предусматривают:

- проверку соблюдения требований статьи 100 Бюджетного кодекса РФ к структуре и объему муниципального долга Конаковского района;

- проверку соблюдения требований статьи 110.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой программа муниципальных внутренних заимствований является приложением к решению о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;

- проверку соблюдения требований статьи 110.2 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой программа муниципальных  гарантий Конаковского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период является приложением к решению о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также соблюдения требований к структуре программы муниципальных  гарантий Конаковского муниципального района Тверской области;

- проверку соблюдения требований статьи 106 Бюджетного кодекса РФ по предельному объему заимствований Конаковского муниципального района Тверской области;

- проверку соблюдения требований статьи 107 Бюджетного кодекса РФ по установлению верхнего предела муниципального долга Конаковского муниципального района Тверской области;

- анализ динамики верхнего предела муниципального долга, уровня муниципального долга (отношение муниципального долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов соответствующего периода); структуры муниципального долга.

5. Оформление результатов экспертизы проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете

5.1. По итогам экспертизы проекта решения о бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период в порядке, установленном КРК, подготавливаются заключения КРК:

-заключение о соответствии представленных документов и материалов требованиям Положения о бюджетном процессе (в том числе о соблюдении сроков внесения проекта решения на рассмотрение Собрания депутатов Конаковского района; комплектности документов и материалов, представленных одновременно с проектом решения о бюджете);

- заключение на проект бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период (с оценкой обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета Конаковского района).

5.2. В заключении на проект решения о бюджете Конаковского района содержится информация:

- о правовых основаниях проведения экспертизы проекта решения и подготовки заключения;

- об особенностях формирования проекта решения о бюджете (при наличии);

- анализ основных показателей социально-экономического развития Конаковского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период;

- о соответствии проекта бюджета требованиям основных направлений бюджетной и налоговой политики, долговой политики Конаковского муниципального района;

- о выявленных нарушениях требований, установленных бюджетным законодательством при формировании проекта решения о бюджете (в том числе о соответствии текстовых статей законопроекта и приложений к нему).

При необходимости заключение может содержать приложения.

Примерная структура заключения представлена в Приложении.

Структура заключения может изменяться с учетом особенностей проекта решения о бюджете.

5.3. Заключение не может содержать политических оценок решений, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти.

5.4. При выявлении в ходе проведения экспертизы проекта решения о бюджете нарушений положений законодательства Российской Федерации они должны быть отражены в заключении (с указанием существа нарушения и ссылкой на нормативный правовой акт).

5.5. При наличии в проекте решения о бюджете недостатков редакционного, технического и иного характера, они также отражаются в заключении.

6. Порядок организации взаимодействия между

должностными лицами КРК в ходе проведения экспертизы проекта решения

Собрания депутатов Конаковского района о бюджете

 

6.1. Общее руководство подготовкой заключения КРК на проект решения о бюджете осуществляется председателя КРК.

6.2. Заместителем председателя КРК проводится совещание по постановке задач и распределению функций по проведению экспертно-аналитической работы над проектом о бюджете.

6.3. Инспекторы КРК представляют фрагменты заключения по направлениям для подготовки сводного заключения в сроки, установленные распорядительными документами КРК, в электронном виде.

6.4. Ответственным за подготовку сводного заключения КРК является заместитель председателя КРК.

6.5. До направления в Собрание депутатов Конаковского района проект заключения КРК при наличии высказанных и одобренных председателем и (или) заместителем председателя КРК замечаний и предложений заключение КРК дорабатывается, ответственными за рассмотрение соответствующих вопросов.

Заключение о соответствии представленных документов и материалов требованиям Положения о бюджетном процессе подписывается председателем КРК и направляется в Собрание депутатов Конаковского района.

Заключение на проект решения Собрания депутатов о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период подписывается председателем КРК и направляется в Собрание депутатов Конаковского района и в Администрацию Конаковского района Тверской области.



 



 

Приложение № 1



 

Примерная структура

заключения на проект решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете



 

1. Общие положения.

2. Анализ параметров макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Конаковского муниципального района.

3. Основные характеристики бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и на плановый период.

4. Доходная часть бюджета Конаковского района.

4.1. Налоговые и неналоговые доходы.

4.2. Безвозмездные поступления.

5. Расходная часть бюджета Конаковского района.

5.1. Общий анализ расходной части бюджета Конаковского района.

5.2. Общий анализ расходов на реализацию муниципальных программ Конаковского муниципального района Тверской области.

5.3. Анализ расходов в разрезе разделов бюджетной классификации.

5.4. Дорожный фонд Конаковского муниципального района Тверской области.

6. Дефицит (профицит) бюджета Конаковского района в очередном финансовом году и в плановом периоде и источники его финансирования.

7. Муниципальный долг Конаковского муниципального района Тверской области.

8. Программа муниципальных внутренних заимствований Конаковского муниципального района Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период.

9. Выводы и предложения.

10. Заключительные положения.

11. Приложения.